IT-бизнесу не хватает квалифицированных кадров – если точнее, рынку необходимо еще 700 тысяч специалистов. Разберемся, почему компаниям выгодно решать эту проблему, самостоятельно инициируя диалог с вузами.
Все, кто работает в сфере IT: от HR-специалистов до технических и генеральных директоров — знают, как сложно найти хороших специалистов. Рынок труда в российской IT-сфере принадлежит, скорее, кандидатам, нежели работодателям. На поиск профессионалов уходят целые месяцы. В результате сдвигаются дедлайны проектов, HR-менеджеры вместо мотивационных программ и документооборота занимаются поисками работников, а CTO и CIO тратят время на безуспешные собеседования.
В 2014 году министр связи Николай Никифоров оценил нехватку IT-специалистов в 700 тысяч человек. И это неслучайно. С одной стороны, опытные IT-профессионалы редко пребывают в активном поиске работы, и на job-сайтах их не найти. Компании вынуждены переманивать их друг у друга интересными проектами, более высокой зарплатой или более комфортными условиями работы. С другой стороны, выпускники технических вузов улучшают ситуацию на рынке труда лишь незначительно – бизнес оценивает их знания как явно недостаточные. Все это мешает развитию IT-отрасли, заставляя компании вместо производства тратить ресурсы на обучение и борьбу за работников.
28 мая 2015 года наша компания провела круглый стол на тему: «Образование для IT-сферы: взгляд с разных сторон», собравший на одной площадке представителей IT-компаний, вузов и
HR. Все они согласились, что преодоление кадрового голода нужно начинать с диалога между бизнесом и образованием.
Давайте посмотрим, почему сотрудничество с вузами выгодно, в первую очередь, самому IT-бизнесу? Потому что компании смогут:
1. Получать специалистов, которые им нужныСоздавая курсы, лаборатории, инкубаторы, где студенты будут получать знания в необходимых областях и отрабатывать их на практике, бизнес обретет специалистов, которых сейчас ему приходится кропотливо искать.
По мнению Игоря Одинцова, менеджера по образовательным программам Intel в России, связь IT-бизнеса с IT-образованием не ограничивается поиском талантов и проведением лекций и тренингов. Крупнейшие IT-компании стартуют свои проекты, ведущие к реальному образовательному лидерству. Настало время, когда IT-бизнес формирует запрос на IT-образование и дает материал для исследований. Такой подход дает возможности взращивать именно тех специалистов, которые нужны наукоемким IT-технологиям сегодня.
2. Создавать кадровый резервНайти квалифицированного IT-специалиста (не говоря о профессионале с нестандартным набором навыков) тяжело, в первую очередь, потому, что в отрасли нет кадрового резерва. Описанная нехватка айтишников заставляет компании бороться за право трудоустроить профессионалов. Кроме того, ощутимо затрудняет поиск отсутствие общепринятых стандартов относительно квалификаций для конкретной должности. Скажем, рассматривая кандидатов на должность PHP-программиста, разные компании ждут от них разных умений.
Если бы в отрасли существовали кадровый резерв и общепринятые стандарты квалификаций, процесс поиска сотрудников стал бы значительно короче и проще. Специалисты чаще находились бы в активном поиске, а рынок труда, наконец, перешел в руки работодателей.
3. Не тратить время и ресурсы на переобучениеПри подготовке к упомянутому круглому столу наша компания провела по своей базе IT-специалистов опрос, посвященный важности и качеству
профильного IT-образования.
39,3% опрошенных отметили, что IT-образованию не хватает практики. В то же время 55,7% респондентов сошлись во мнении, что производственная практика, пройденная ими во время обучения в вузе, оказалась бесполезной. Недостаток практических занятий в учебных программах отражается не только на студентах, но и на работодателях. Трудоустраивая выпускников, компании должны тратить время и ресурсы на их обучение.
По словам Александра Последова, senior software engineer в Oracle: «Индустрия развивается гораздо быстрее образовательных программ, и в этой гонке на первом месте стоит опыт, мотивация и самообразование будущих сотрудников, а не их дипломы. Если не брать в расчет узкие специализации (военпром, связь), то большинство современных выпускников имеют лишь общие понятия о работе в сфере IT, в основном это теория и простые прикладные задачи. Студенты должны работать над актуальными проектами и задачами, чтобы почувствовать значимость своего вклада, азарт и ответственность».
Работа с вузами поможет бизнесу получать в лице
выпускников профессионалов, готовых к решению практических задач и не нуждающихся в доучивании.
4. Стимулировать развитие отраслиАйтишники, в большинстве своем, романтики, болеющие за судьбу технического прогресса. Каждый день мы приближаем будущее, описанное в фантастических романах. И настанет оно гораздо быстрее, если нас станет больше.
Нехватка IT-специалистов сдерживает технический прогресс, потому что:
- На переманивание профессионала из другой компании требуется много ресурсов, которые можно было бы инвестировать в производство.
- Компания, у которой переманили специалиста, вынуждена тратить ресурсы на обучение нового работника или переманивание его у кого-то еще – и так до бесконечности.
- Более того, переманивание специалистов создает замкнутость на рынке кандидатов. Одни и те же навыки и технологии переходят из компании в компанию, нивелируя различия в ландшафте IT-отрасли. Развитие стимулируют именно новые молодые кадры, имеющие достаточный кругозор для решения задач и новый взгляд на технологии.
- Нехватка кадров мешает расширять производство и создавать новые компании, потому что новые рабочие места некем заполнить.
- Если новые рабочие места займут недостаточно квалифицированные люди, отрасль все равно не будет развиваться в том темпе, в каком могла бы.
Поддержка вузов со стороны бизнеса создаст необходимую образовательную базу для укрепления IT-сферы в России. Тем самым она обеспечит приток новых кадров, обязательный для качественного развития.
5. Укреплять свой HR-брендЗабота об образовании – черта социально ориентированной компании. Совместные проекты с вузами сделают ваш бизнес известным среди выпускников и укрепят ее положительный имидж среди кандидатов.
Для IT-компаний HR-
бренд особенно важен, поскольку рынок труда в этой сфере, как мы уже говорили, принадлежит кандидатам. Они охотнее рассматривают предложения от работодателей, имеющих и подтверждающих хорошую репутацию. На решение кандидата принять
оффер влияет не только зарплата, проект и условия труда, но и имидж компании. Поэтому сотрудничество с вузами — инвестиция, которая окупится не только финансовым, но и человеческим капиталом.
ВыводыВ статье мы говорим о сотрудничестве бизнеса и вузов исключительно в IT-сфере, не касаясь других отраслей экономики. В то же время, перечисленные причины развивать взаимодействие между вузами и IT-компаниями не являются исчерпывающими. Это лишь некий список, ставший очевидным в первом приближении проблемы.
От совместной работы с образованием IT-бизнес выигрывает многое, особенно в долгосрочной перспективе. Подобное взаимодействие носит стратегический характер, и с каждым годом будет приносить все больше плодов — как для отрасли вообще, так и для каждой конкретной компании в частности. Чтобы российская IT-сфера развивалась и была конкурентоспособна, нам нужна сильная школа. Эффективный способ создать такую школу – объединить усилия образования и производства, которое и формирует запрос.
По маетериалам
E-xecutive.ru