КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (77)

 

Статьи (0)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Бесплатные видеокурсы / IT: Для программистов и IT-специалистов / Бесплатные видеолекции: Модели поведения, восприятия и мышления

Бесплатные видеолекции: Модели поведения, восприятия и мышления

ИНТУИТ / Все публикации компании
Автор: Александр Шамис

 В курсе с общих позиций рассматривается широкий круг вопросов, касающихся проблем моделирования поведения, восприятия и мышления.
Наряду с общими вопросами рассматриваются модели целенаправленного поведения, восприятия с "пониманием" и активных нейронных механизмов мозга, а также качественные модели репродуктивного и творческого мышления. В основе этих моделей лежит "принцип устойчивого неравновесия", принцип maxT и системные принципы целостности, целенаправленности и активности. Описывается также применение принципов целостности, целенаправленности и активности в системах распознавания рукописных текстов Графит, FineReader-рукопись и FormReader.

Темы: Искусственный интеллект и робототехника
Специальности: Программист, Системный архитектор

Продолжительность (11 видео): 8ч 50 мин


Лекция 1 Введение

Мышление - это одна из многих интереснейших загадок мира. В данной лекции мы коснемся научных проблем в этой области и дадим предварительное определение мышления.



Лекция 2 О работах в области моделирования мышления

В данной лекции мы попробуем сделать краткий обзор направлений работ, имеющих отношение к моделированию мышления, дать общие оценки тому, что сделано, и перспективам дальнейшего продвижения в направлении понимания и моделирования мышления.



Лекция 3 Существующие предпосылки к инженерному пониманию поведения и мышления

Итак, мы хотим понять, что такое мышление, оценить возможность его моделирования и найти подходы к моделированию. От чего можно отталкиваться? В предыдущей лекции я в основном критиковал кибернетику, бионику и направление исследований, называющееся Искусственный интеллект (ИИ). В науке принято считать плохим тоном отрицание всего, что было сделано ранее. Хорошим тоном считается говорить, что предшествующие результаты были полезны и послужили отправной точкой для дальнейшего развития. В нашем случае так и есть.



Лекция 4 Формальная модель поведения


В данной лекции описывается внутренняя и внешняя работа живого организма, принципы оптимальности в физике и биологии, и принцип максимизации времени пребывания системы внутри условной области существования - maxT. А также рассматриваются аспекты схемы формирования и использования эмоций в процессе поведения и восприятия.



Лекция 5 Распознавание образов

Мы хотим прийти к пониманию феномена мышления, идя от задач поведения и восприятия, т. е. от задач, для решения которых возник и эволюционно развивался мозг. В предыдущих лекциях мы говорили о поведении. Теперь посмотрим, что дает для понимания феномена мышления задача восприятия, распознавание образов.



Лекция 6 Особенности живого восприятия и программы распознавания


Мы рассмотрим некоторые принципы "интеллектуального" восприятия, конкретизирующиеся на примере решения задачи автоматического чтения рукописных символов. Практическая ориентация не привела, как это часто бывает, к упрощению и выхолащиванию проблемы восприятия. Наоборот, для получения работоспособного решения потребовалось введение "интеллектуальных" составляющих, ориентированных на распознавание "с пониманием".



Лекция 7 Нейронные модели механизмов мозга

В данной лекции рассматривается логика работы классического перцептрона и противоположная ей - логика работы признакового нейронного распознавателя.



Лекция 8 Нейронные модели механизмов мозга (Продолжение)

В этой лекции будет говориться еще о некоторых вариантах нейронных сетевых моделей. Среди этих вариантов есть как запрограммированные, так и умозрительные гипотетические. Объединяют все эти варианты общие многократно уже упоминавшиеся свойства - неустойчивость, активность и синергичность. Также речь пойдет о принципиальных нерешенных проблемах, связанных с моделированием нейронных механизмов мозга. В последнее время в отношении перспектив нейронных моделей в научно-популярной и даже в научной литературе часто встречаются оптимистические прогнозы. Такие прогнозы не представляются обоснованными. Сразу необходимо отметить, что нерешенных и даже еще не решаемых принципиальных проблем много больше, чем решенных. Более того, полностью и до конца решенных проблем попросту нет. В частности, в отношении А-сетей есть лишь гипотетические представления об общих принципах, а также намечающиеся отдельные пути, причем не столько пути решения, сколько пути исследования.



Лекция 9 Организация

Как для решения задач поведения, так и для решения задач восприятия в мозге строится целостная семантическая модель проблемной среды, отображающая существующие в среде объекты, ситуации и процессы, организацию объектов и взаимосвязей между ними. В данной лекции харрактеризуются общие принципы организации существующих живых и неживых целостных систем (объектов) и рассматривается поведение активных динамических систем и условия их устойчивости.



Лекция 10 Информация

Для существования активных открытых динамических систем с накапливающейся неустойчивостью (в частности живых организмов) нужна среда. Для организации эффективного управления (поведения) в среде необходимо знание среды. Соответствующая информация определенным образом должна структурироваться и отображаться в формирующейся в мозге модели среды. Как мы уже говорили, специфическая сложная и многоплановая информация о среде особенно требуется, если в процессе управления (поведения) необходимо решать многоэкстремальные задачи. В связи с этим остановимся на вопросах, связанных с понятием "информация".



Лекция 11 Виды мышления и гипотезы о некоторых механизмах мышления и творчества

В данной лекции рассматриваются процессы перцептивного, когнитивного (познавательного) и практического (поведенческого) мышления, а также гипотетические представления о механизмах мышления и творчества человека. Также рассматриваются общие предположения о том, как может интерпретироваться мышление вообще и в частности на уровне модели нейронных механизмов мозга.

Другие бесплатные видеокурсы
Все бесплатные видеокурсы, IT обучение
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket