Директор одной из школ единственного в России университета креативных индустрий Анна Григорьева рассказала о базовых принципах востребованного образования.
На протяжении 10 лет школа компьютерных технологий Scream School выпускает специалистов загадочных и пока непривычных для среднестатистического русского родителя профессий. Моушн-дизайнеры, 3D аниматоры, композитинг-артисты, бродкаст-продюсеры, геймдизайнеры, специалисты по игровому арту, концепт-художники – этот список можно дополнять постоянно. Ред акция Postupi.online поговорила о ключевых принципах, которые использует школа в обучении креативным профессиям, чтобы выпускать востребованных профессионалов.
- Первой школой Universal University была Британская высшая школа дизайна, запущенная 15 лет назад и предлагающая британские бакалавриат и магистратуру в России. А через 5 лет была открыта Scream School, где вы сегодня являетесь директором. Какая связь между школами?
На самом деле, БВШД стала для управляющего звена успешной практикой. С одной стороны, любой мог получить британское образование, не уезжая за рубеж, и до сих пор может. С другой стороны, пришло понимание, что в основе лежат отличные от отечественного образования принципы, которые позволяют выпускать востребованных специалистов в новых профессиях. Была взята модель, хорошо зарекомендовавшая себя в развитии дизайна в стране через 5 лет после запуска, и на её базе создана образовательная система. А далее управленцы увидели спрос на кадры на рынке компьютерной графики, кстати, перспективной индустрии в мировой креативной экономике, и запустили Scream School.
- А что это за отличные от российского образования принципы? Они полностью скопированы с британского?
Нет. Копирования не было, поскольку было чёткое понимание, что не все принципы британского образования хорошо интегрируются в российскую ментальность и реалии. Был процесс длительной адаптации. До сих пор мы продолжаем его совершенствовать во имя сохранения актуального качественного образования. В подтверждение – ежегодное обновление образовательных программ в соответствии с современными требованиями компаний.
Главное, что за 15 лет стало понятно, что основная цель каждой из школ – выпускать активных специалистов, которые могут сами развивать и менять рынок. Мы создаём профессионалов, открытых к глобальным вызовам индустрии и готовых действовать, в соответствии с постоянно обновляющимися задачами.
- И чему нужно учить сегодня подрастающее поколение, которых также называют поколением Z? Каким специальностям?
Креативным специальностям. Именно они лягут в основу развития профессий будущего: биоинженерии, робототехники, нейромедицины и других полезных для развития человечества отраслей.
В школах Universal University сегодня учат дизайну, архитектуре, кинопроизводству, музыке, коммуникациям. Scream School готовит кадры для мира компьютерной графики (телевидение, реклама), разработки игр, анимации и постпродакшна в кино.
Каждая школа является базовой частью индустрии, в которой работает. А в их основе лежит единая образовательная система, которая адаптируется, в зависимости от специфики креативной отрасли.
Например, в Scream School нет иностранного бакалавриата или магистратуры, как в Британке, и все наши программы – это профессиональное образование, разработанное в соответствии с требованиями российских компаний, которые, в свою очередь, ориентируются на конкуренцию с западными аналогами.
- А какие принципы лежат в основе, если не секрет?
Конечно, не секрет. Более того за время существования школ у нас появилось много последователей, так называемых новых школ, которые стараются закладывать в свой фундамент те же основы.
Наша образовательная система ориентирована на быстро меняющийся мир. И эта концепция по умолчанию предполагает новый взгляд на образование. Поэтому профессиональная школа перестаёт быть местом, где надо учиться каким-то академическим вещам. Гораздо важнее уметь применять знания в реальном мире. И обязательно нужно учить актуальным технологическим и креативным навыкам.
И тут максимальное время обучения – не может быть более двух лет. Ведь техническую базу нужно постоянно обновлять. Чем мы регулярно и занимаемся.
- А вы можете привести какие-то примеры подобных обновлений?
В этом году, например, произойдёт объединение двух программ VFX и Compose (прим. ред. визуальные эффекты в кино). Оно витало в воздухе уже несколько лет, но в этом году его диктует сам рынок. Тенденция к интеграции заметна и в компаниях, и в технологиях. Студии всё чаще заинтересованы в универсальных профессионалах, способных работать в смежных областях. Спрос на таких специалистов превосходит востребованность их «узконаправленных» коллег. Поэтому первый год обучения будет посвящен базе: софту, профессиям, полному циклу производства визуальных эффектов для кино, пайплайну. Второй – выбору специализации из пяти модулей. Основные из них – VFX и Compose. Дополнительные: look dev, matte paint, match move.
Подобные обновления будут во всех программах. Два раза в год мы рассказываем о них на дне открытых дверей, чтобы будущим студентам было проще ориентироваться и собирать информацию в одном месте. Кстати, 15 сентября будет день открытых дверей. В этот раз он будет особенным – всё-таки в этом году Scream School исполняется 10 лет.
- Что в учебном процессе помогает ученикам становиться востребованными после окончания?
В первую очередь, в школе работают только преподаватели-практики. Каждый преподаватель проходит программу психологической адаптации к учебному процессу. Поддерживать преподавание на нужном качестве помогают и студенты, которые составляют рейтинг преподавателей, с которым работает администрация школы.
Во-вторых – наш центр по связям с индустрией обеспечивает тесное взаимодействие с профессионалами, что помогает студентам при трудоустройстве. Мы проводим открытые защиты дипломов и зовём топовых представителей ведущих студий. Также приглашаем их читать лекции, мастер-классы. С этого года в школе запускается менторская программа. Она обеспечивает повышение качественного уровня нашего третьего принципа – это портфолио выпускников.
Все ученики с начала обучения нарабатывают портфели работ. Каждый модуль оканчивается выполнением практического задания. Если студент не сдает хотя бы один модуль, он отчисляется из школы за неуспеваемость.
Ранее у нас была практика с компаниями рынка по реализации живых проектов. Например, студенты классической анимации часто делали проекты для канала 2х2, лучшие из которых попадали в эфир канала. В этом году мы запускаем этот процесс на системном уровне. К программе наставников уже присоединились: CGF, CJ VFX, Rocket Jump, 2x2, Sila Sveta, Shandesign, кинокомпания СТВ. Анонсы о проектах, к которым будут подключены студенты в грядущем году будем делать также на дне открытых дверей.
Ещё один принцип – это обновление образовательных программ, о которых я уже рассказала выше.
И ещё один важный критерий – это использование актуальной ресурсной базы. Каждый год мы пересматриваем софт, плагины, ресурсы необходимые для каждой программы. Все это мы финансируем сами. Так у нас есть компьютерные классы с Apple и Windows, оснащенные необходимым для образовательной программы пакетом ПО, кино и фотостудии, кинозал, печатная лаборатория, VR оборудование и так далее. Ресурсная база является общей для студентов всех школ, поэтому учащиеся не ограничены в реализации своих творческих задумок. Кроме того, мы предоставляем студенческие лицензии на ряд программ.
- Глядя на изменения, которые сегодня происходят в российском образовании, как думаете к чему мы придём?
Следя за происходящим, могу привести в пример два контрастных материала. Первый – это интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузан для газеты «Коммерсантъ», а второй – беседа журнала «Мел» с основателем датской детской гимназии Алланом Кьяер Андерсеном. Мне лично близка модель датской школы. Тем более, что учить на книжках современное поколение детей уже бесполезно. И разрыв между академическими устоями и современными детьми очень высок. Мы все еще про «зубри», а современный мир – про самостоятельный поиск, потому что интересно. Надеюсь, что и в нашем образовании, и в нашей стране положительные изменения продолжатся, и мы придём к стабильной жизни с новым мироощущением. Я же со своей стороны, решаю задачи, которые могу. Участвую в укреплении модели востребованного образования, связывающего новые профессии и креативные индустрии, для которых работает школа.
- Что бы вы могли пожелать подрастающему поколению?
Быть готовыми к переменам, учиться гибкости и быть открытыми к обучению. Интересоваться, учиться искать и находить. Я не говорю про образовательные учреждения. Учиться везде – дома, на работе, при поездках куда-либо. Открытый ум, который воспринимает мир таким, какой он есть и при этом продолжает идти созидательным путём, помогая себе и окружающим, миру, наконец, – это и есть путь нового современного человека.
|