Куда выгодно вложить сбережения в 2015 году? Вы уже думаете об этом? В кризис правильнее всего вкладывать деньги в свое профессиональное развитие. Предлагаем вам подробный план, как выбрать лучшую бизнес-школу.
Выбор
бизнес-школы и программы
MBA – задача нетривиальная. Часто от принятого решения зависит развитие карьеры и будущий доход. Поступая на
программу MBA, вы на один-два года существенно меняете ритм своей жизни. Делаете серьезные
инвестиции, выбираете, какие знания получить и с каким окружением общаться.
Как не запутаться в предложениях и выбрать ту бизнес-школу, которая подойдет именно вам?
Шаг 1. Определитесь с целямиПеред тем как начать анализировать предложения бизнес-школ, нужно честно ответить самому себе на вопросы «Что я хочу получить от обучения?», «Зачем мне программа MBA?». Да, ответы могут быть банальными –
новые знания, систематизация опыта, карьерный рост и т.д. Но, какими бы простыми они ни были, рекомендую поработать над ними, расставив ваши личные приоритеты. Провести декомпозицию полученных целей. Данная работа поможет более точно выбрать программу, а также будет полезна при написании возможного «эссе» при поступлении на курс.
Шаг 2. Проведите анализ «внутренней ситуации»Под внутренней ситуацией подразумеваются факторы, которые зависят непосредственно от вас, а не от бизнес-школы.
1. В какой компании вы работаете или планируете работать после окончания MBA? Сотрудникам, работающим в компаниях, присутствующих на международном рынке, или в крупных федеральных компаниях, большинство экспертов рекомендуют акцентировать свое внимание на иностранных бизнес-школах. Их предложения больше дифференцированы по отраслевому принципу, а рассматриваемые в процессе обучения кейсы ориентированы на иностранный/международный опыт, который, зачастую, слабо применим в России. Диплом иностранного MBA больше ценится при построении карьеры в интернациональных компаниях. Российского же работодателя он может отпугнуть. Для представителей сугубо российских компаний более эффективны будут отечественные программы MBA, более детально рассматривающие специфику национального бизнеса.
2. Какое MBA у людей из бизнес-сообщества, в котором вы работаете /планируете работать? Этот фактор может быть решающим при выборе бизнес-школы. Сколько ни пытайся стандартизировать программы, все равно образование в разных бизнес-школах – разное. И, если ваша бизнес-среда (руководство, коллеги, партнеры – текущие или будущие) массово закончили школу «X», идти учиться в школу «Y» просто нерационально. Вместо единства понятийного ряда можно получить недопонимание – потенциальную почву для конфликтов, в которых несравнимо чаще побеждает бизнес-среда.
3. Реалистично оцените свои знания английскогоЕсли вы выбрали иностранную бизнес-школу, то, без сомнения,
английский должен быть на уровне. Ряд российских школ предлагают варианты обучения как на русском, так и на английском языке. Для большинства программа на иностранном языке будет дополнительной нагрузкой.
4. Оцените свои временные и энергетические затратыСтандартная программа длиться два года. Состоит примерно из 15-18 модулей по 3-5 дней по 6-8 часов занятий. Каждый месяц – новый модуль. Плюс время на самостоятельную работу (рекомендовано тратить по 10-12 часов в неделю). Такой график может значительно повлиять на образ жизни. Справитесь ли вы с такой нагрузкой? Лучше ответить себе сразу. Ведь практически в любой группе есть студенты, не закончившие курс полностью.
5. Определите, сколько вы готовы заплатить за обучениеВряд ли вы второй раз станете получать степень MBA, поэтому экономить, безусловно, не стоит, как и переплачивать. Оценивать и сравнивать стоимость обучения лучше на конкретный момент времени. Несомненно, российские программы значительно дешевле зарубежных. (На момент написания статьи программа MBA London Business School стоит примерно 4,5 млн рублей, MBA ИМИСП – 780 тыс. рублей). Оцените среднюю стоимость программы по рынку той страны, где вы хотите учиться. Учтите затраты на проживание. Остерегайтесь подозрительно дешевых курсов.
Рассчитайте окупаемость инвестиций в образование с учетом упущенной выгоды (время, потраченное на образование, вы могли бы превратить в дополнительную прибыль). Изучите возможность получения грантов на обучение, кредитов на образование. Постарайтесь вовлечь вашего текущего работодателя в оплату обучения.
Шаг 3. Проведите анализ предложений бизнес-школ1. Рейтинги и аккредитацияОпределившись с тем, где вы хотите учиться – в России или за границей, рационально будет изучить рейтинги бизнес-школ. С помощью рейтингов достаточно удобно провести первичный отбор среди западных бизнес-школ. В России с рейтингами похуже. На регулярной основе никто рейтинги не составляет. Осуществлялись разовые попытки оценить эффективность российских программ. Поэтому можно обратиться к материалам прошлых лет.
Также стоит обратить внимание на наличие у бизнес-школы (в первую очередь, российской) аккредитации. Президент Российской лиги MBA Юрий Тазов обращает внимание на возможность обмана потенциальных слушателей, «…когда под видом престижной западной аккредитации (АМВА,
AACSB,
EFMD – вот и весь перечень!) вам подсовывают свидетельство о членстве в этих ассоциациях. Или того лучше, показывают красиво выполненные свидетельства об аккредитации программ некими, якобы известными, ассоциациями бизнес-образования и международными структурами: от ABSWN (Ассоциация бизнес-школ Западного Нила) до подкомитетов ООН по помощи беженцам из зон гражданских конфликтов. Последние, конечно, шутка».
И еще про рейтинги. Основывать свой выбор исключительно на рейтинге не стоит, так как применяемые методы оценки строятся чаще всего на отзывах выпускников (психологический фактор – заплатить $25-100 тыс. и остаться недовольным чревато депрессией). Также следует учитывать, что методологии расчетов учитывают множество факторов (в рейтинге Financial Times, в частности, учитываются 20 факторов), часто не имеющих принципиального значения при выборе бизнес-школы – например, количество женщин-преподавателей.
2. Программы и методы обученияНа данном этапе выбора у вас должен быть сформирован «Short – list» с тремя-пятью бизнес-школами. (В случае с заграничным MBA список может быть расширен до семи-девяти школ). Самое время изучить программы, по которым будет проводиться обучение. Зачастую эти программы выложены на сайтах, в противном случае, вам придется запросить программу по электронной почте. В любом случае, постарайтесь получить максимально возможную информацию о дисциплинах, количестве учебных часов, преподавателях, которые будут их читать. При анализе программы обратите внимание на методы, используемые при подаче и проработке материала. Наиболее эффективны те методы, которые обеспечивают
развитие коммуникативных навыков. Разобраться в полученных материалах и выбрать подходящую программу вам может помочь знакомый или коллега с уже оконченным MBA (если таковой имеется, конечно).
3. Преподавательский составВ большинстве учебных программ будут указаны преподаватели, читающие дисциплины. Проверьте их опыт. Найдите их резюме, публикации, информацию о наградах и достижениях. Почитайте отзывы. Постарайтесь понять, какие методы преподавания они используют. Какой отраслевой опыт они могут вам передать.
4. Формируемая группа – составПринято считать, что наиболее эффективны однородные группы, состоящие из студентов, занимающих примерно одинаковые позиции в компаниях (собственники бизнеса, менеджеры высшего или среднего звена). Так как вопросы, интересующие собственников, вряд ли будут актуальны для менеджеров, и наоборот. Также может быть важен количественный состав группы. С одной стороны – чем меньше группа, тем более персонализировано обучение, с другой стороны – меньше полезных контактов и связей. Количественный состав группы от вас скрывать не будут, качественный – в иностранных школах вам откроют, а с российскими школами могут возникнуть сложности с получением данной информации.
5. Студенты и выпускники – обратная связь и развитие карьерыПрактически в каждой из бизнес-школ существует сообщество выпускников. Информацию о них вы сможете почерпнуть как в бизнес-школе, так и на просторах интернета. Пообщайтесь с несколькими выпускниками. Узнайте их мнение о бизнес-школе, программе, поинтересуйтесь, как развивалась их карьера после окончания MBA. Возможно, вам удастся посетить одно из мероприятий, которые регулярно проводят выпускники большинства бизнес-школ.
6. Партнерские связиУ большинства бизнес-школ есть партнерские программы с другими бизнес-школами. Выясните, какие преимущества для вас могут дать такого рода связи – съездить по программе обмена студентами в другую страну, послушать авторитетного преподавателя, приглашенного по обмену, и т.д.
7. День открытых дверей и тестовое посещение занятийПосетите здание бизнес-школы и студенческий городок, пообщайтесь напрямую с преподавателями, студентами. Посмотрите примеры раздаточных материалов. Ознакомьтесь с тем, как оборудованы залы для занятий. Если вы выбрали программу не в родном городе, посетите общежитие для студентов или оцените другие возможности для проживания (гостиница, съемная квартира), учитывая удобство логистики. Попробуйте договориться о тестовом посещении занятий, дабы сформировать исчерпывающую информацию о школе.
Шаг 4. Проведите сводный анализ и примите решениеРазные типы личностей по-разному принимают решения. Для одного будут важны лекции гуру-преподавателя, другой будет выбирать исходя из цены, для третьего будет важна логистическая составляющая. Я же рекомендую вам вернуться к «Шагу 1» и посмотреть, насколько выбранные вами варианты отвечают поставленным целям. Сделать таблицу. Занести туда все факторы, проранжировать бизнес-школы по данным факторам, присвоить им веса в соответствии с целями и с помощью нехитрой формулы получить результат. Но, какова бы ни была ваша методика принятия решения, я считаю, что наиболее важным фактором будет возможность эффективно применить ваши знания в будущем. А на это, в первую очередь, влияет соответствие образования бизнес-среде, в которой вы находитесь, а во вторую – те контакты и связи, и коммуникативные навыки, которые вы приобретете в процессе обучения.
По материалам
E-xecutive.ru