Главный вопрос при принятии решения о получении МВА — насколько диплом поможет найти новую интересную работу, а значит, окупить вложенные в бизнес-образование время и деньги? До недавнего времени МВА позиционировался как путь к высоким зарплатам. В докризисные времена возложенные ожидания действительно в основном оправдывались. По оценкам журнала The Economist, выпускники
MBA через несколько лет после получения диплома могли рассчитывать на повышение дохода более чем на 70%.
Однако кризис переформатировал ситуацию и в экономике, и в бизнес-образовании. Изменилась окружающая реальность, которая стала гораздо требовательнее к гибкости, мобильности и творческому подходу при решении задач. Соответственно, изменился и рынок труда, что не могло не вызвать некоторого разочарования в традиционных программах МВА, ориентированных в первую очередь на работу в больших корпорациях.
Многие выпускники МВА теперь на первых порах бывают обескуражены прохладным отношением к себе со стороны рекрутеров и кадровых агентств. Негласно предполагается, что наличие степени априори завышает зарплатные ожидания кандидата, при том что имеющиеся вакансии не требуют настолько высокого уровня компетенции.
Однако в силу исторически сложившихся особенностей российской высшей школы программы МВА в России в отличие от западных не только структурируют практический опыт, но еще и корректируют довольно слабое в массе своей управленческое и экономическое образование, которое предлагает большинство вузов. Российский МВА смог заполнить определенную мировоззренческую и образовательную лакуну, внося заметный вклад в подготовку кандидата на ответственную позицию.
Косвенная пользаРоссийский работодатель сегодня оценивает выпускника МВА комплексно — важен не столько сам факт наличия степени (и не столько рейтинг выдавшего его учебного заведения), сколько полученная экспертиза, ее практическая применимость и ценность для бизнеса.
«Мы не связываем напрямую наличие МВА и дохода сотрудника, ведь часто у сотрудников бывает качественное высшее образование, международные сертификации, большой опыт работы, исключительные таланты, которые позволяют ему добиваться высоких результатов деятельности без МВА, — поясняет Татьяна Гладюк, директор по персоналу Inventive Retail Group. — Хотя сотрудники нашей компании, получившие такое образование, действительно повысили уровень своего дохода. Однако их доход вырос не после демонстрации в отделе кадров своего диплома, а в результате влияния на общий успех компании. Новое образование позволило им по-новому посмотреть на организацию своей работы и побудило перестроить процессы в своих зонах ответственности».
По мнению Полины Хабаровой, заместителя генерального директора компании «Крок» по работе с персоналом, диплом МВА может быть удачной отправной точкой для повышения собственной экспертизы и эффективности, но не будет влиять напрямую на уровень дохода сотрудника: «На доход сотрудников в первую очередь влияет их вклад в бизнес компании и в те проекты, в которых они участвуют».
На доход сотрудника наличие диплома MBA влияет косвенно, согласна Татьяна Золотарева, вице-президент по персоналу IT-компании «Техносерв»: «Например, при назначении на должность, когда у нас есть несколько одинаково сильных кандидатов, наличие дополнительного бизнес-образования может склонить чашу весов в сторону данного кандидата. Наша политика такова, что на материальный доход влияют только профессиональные компетенции, а также деловые успехи/результаты конкретного сотрудника или руководителя. В моей практике встречались сотрудники с большим количеством серьезных дипломов, которые были несостоятельны как профессионалы. Таких сотрудников мы обычно отсеиваем на этапе отбора персонала».
Из практики кадрового холдинга «Анкор», современные работодатели «списку регалий» предпочитают наличие профильного опыта работы у соискателя. «Выбирая между соискателем с дипломом МВА и внушительным списком различных программ и курсов и кандидатом, имеющим значительный релевантный опыт работы, подавляющее большинство компаний предпочтет второго, — считает Наталья Щербакова, директор по продажам «Анкор». — Если в докризисный период широко была распространена практика корпоративного обучения в бизнес-школах (когда компании частично или полностью оплачивали обучение своих сотрудников), то на протяжении последних лет мы наблюдаем, как в условиях кризиса расходы на обучение попадают под нож в первых рядах».
HR сходятся во мнении, что в настоящий момент в России диплом о бизнес-образовании не гарантирует карьерный рост, однако может стать дополнительным преимуществом. По оценкам «Анкор», бизнес-образование по-прежнему ценится в финансовой сфере — в банках и инвестиционных компаниях. Соответственно, самый высокий потенциал, по мнению Натальи Щербаковой, у программ по направлениям «финансы» и «банковский менеджмент».
Новые реалииПараллельно прямо сейчас на рынке труда происходят перемены, связанные с глобальным изменением технологического уклада. Отдельные профессии и целые отрасли переживают серьезную трансформацию. По данным Международной организации труда, около 70% профессий сохраняют свои названия, кардинально изменяясь внутри. А жизнь в новой экономике формирует необходимость постоянно учиться новому, проходить переподготовку, развиваться. В свою очередь, расширяется и видоизменяется инструментарий бизнес-обучения: директорские курсы, углубленные курсы для топ-менеджеров, прикладные курсы по отраслям, «быстрые» программы, mini-MBA и даже недавно появившиеся anti-MBA. Новое цифровое поколение предъявляет свои требования и к способу доставки знания. Бизнес-школы начинают активно использовать онлайн-программы и онлайн-курсы по модели massive open online course (MOOC).
Инициатором саморазвития может быть только сам работник, хотя значительную помощь в этом ему может оказать и работодатель. Многие компании идут по пути поощрения и стимулирования обучения сотрудников — как в мире, так и в России. В частности, в Microsoft постоянное саморазвитие и непрерывное обучение — важный элемент корпоративной культуры. «Компания поощряет стремление своих сотрудников к обучению, так как это расширяет профессиональный кругозор и компетенции, способствует более глубокому пониманию бизнеса, закладывает фундамент для развития и карьеры, — рассказывает Ксения Плетнер, руководитель направления подготовки персонала компании Microsoft в России.
Профессиональный и карьерный рост сотрудников является также и одним из приоритетов ABBYY. Есть корпоративный университет ABBYY Academy, где читаются курсы по различным бизнес-тематикам (менеджмент, маркетинг и т.д.). «Большая часть курсов, семинаров и мастер-классов, проводимых здесь, обоснована потребностями бизнеса, но часть из них рассчитана и на повышение лояльности сотрудников, которые стремятся к самообразованию.
На Мировом экономическом форуме в Давосе — 2016 эксперты по рынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к 2020 году: умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект. Значительная часть этих качеств относится к категории soft skills, которые напрямую связаны с умением выстраивать отношения с людьми — с тем, что называют нетворкингом, который остается сильной стороной обучения в МВА.
По материалам Vedomosti