КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Управление, менеджмент, бизнес-образование / Где "вылупятся" инновации: бизнес-инкубаторы в России

Где "вылупятся" инновации: бизнес-инкубаторы в России

В рамках модернизации современной России одно из ключевых мест принадлежит программе поддержки начинающих предпринимателей и вновь созданных малых предприятий.  Осуществить эту поддержку в нашей стране призваны бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубатор представляет собой организацию, созданную для поддержки небольших фирм на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Для того, кто хочет, но не имеет возможности начать свое дело, бизнес-инкубатор – оптимальное решение. Эта организация оказывает помощь в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и производств на базе инновационных идей начинающих предпринимателей.

Зарубежный опыт

Главная задача бизнес-инкубаторов – поддержать тех, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат. Бизнес-инкубатор оказывает малым предприятиям целый спектр услуг: секретарских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых, в сфере бизнес-образования, а также в ряде случаев помогает в получении кредита на развитие дела и в выходе на местный рынок.

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50‑е годы прошлого столетия в Великобритании. В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 году их насчитывалось 470, в 1995‑м – 1100, из них 525 – в США и 75 – в Китае.

За последние двадцать лет активное развитие получили больше тысячи бизнес-инкубаторов: так, в 1990‑е годы малый бизнес обеспечил около 80 % новых рабочих мест в США и Европе. Создание бизнес-инкубаторов способствовало решению ряда проблем, и, соответственно, этим и было вызвано их быстрое распространение в США. С помощью бизнес-инкубаторов возрождались приходящие в упадок городские центры и отдельные регионы. Бизнес-инкубаторы, возникшие в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, то есть в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса.

Эти бизнес-инкубаторы выполняли функцию создания новых рабочих мест и связаны были в основном с нетехнологичным бизнесом. Кроме того, инкубаторы бизнеса создавались с целью поощрения инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Бизнес-инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого производства.

И наконец появились инициативы по открытию бизнес-инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам («бизнес-ангелам»). В рамках подобной схемы становится возможным контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству. Примером успешного развития подобного инкубатора может служить бизнес-инкубатор в американском городе Остине, столице штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и первоначально занимал небольшую площадь – всего 400 квадратных метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20  000 квадратных метров, а число компаний, входящих в него, возросло до двадцати восьми. В настоящее время общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов США, 90 процентов всех компаний, «родившихся» здесь, успешно развиваются.

Чаще всего бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере своего развития начинают тяготеть к определенной специализации. Например, существуют инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологий.

Бизнес-инкубаторы, которые входят в состав технопарков, располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных центров. Инкубаторы, созданные, напротив, как самостоятельные структуры, чаще всего решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе.

В мировой практике государственная финансовая поддержка бизнес-инкубаторам предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь инкубаторов варьируется от 6 до 10 тысяч квадратных метров в Китаю до 1,5 тысячи квадратных метров в Австралии. В Европе средняя площадь бизнес-инкубаторов – 3‑4 тысячи квадратных метров. Как правило, в бизнес-инкубаторе работают двадцать-тридцать компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.

Российские первенцы

В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 1990‑х годов. Сначала было создано тринадцать бизнес-инкубаторов, идеологом которых стала Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады.

С 2005 года российское правительство выделяет субъектам Российской Федерации субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Только в 2008 году на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федерального бюджета было выделено 667,95 миллиона рублей, из региональных бюджетов – 374,53 миллиона рублей.

По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний – с 15 до 85 процентов. Для успешной работы бизнес-инкубаторам необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, цели и задачи самого инкубатора, а также политикой приема и выпуска клиентов. Кроме того, руководящая бизнес-инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Наконец, основой успеха любого инкубатора служит деловое наставничество, постоянный мониторинг и оценка эффективности его деятельности.

Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через три-пять лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров. Основными показателями эффективности бизнес-инкубатора могут считаться не только привлеченные инвесторы и объем инвестиций, но и число «выращенных» предприятий. Необходимо соблюдать баланс между стремлением получить прибыль и вырастить новый бизнес. По российскому законодательству общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна быть не менее 900 квадратных метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85 процентов полезной площади бизнес-инкубатора.

Бизнес-инкубатор оказывает своим резидентам такие услуги, как предоставление в аренду нежилых помещений, осуществление технической эксплуатации здания бизнес-инкубатора, почтово-секретарские услуги, консультационные услуги по различным вопросам, доступ к информационным базам данных. Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15 процентов от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора. Цель любого бизнес-инкубатора – помочь стартапам развиться до стадии получения финансирования и выхода на рынок.

Другие статьи
Все статьи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket