Риэлтор, открывший свое агентство; парикмахер, ушедший на вольные заработки; шеф-повар, мечтающий о собственном ресторане. Профессионалы, решившие стать предпринимателями, – не такая уж редкая картина. Для них собственный бизнес – это возможность зарабатывать на любимом деле. Но почему же из хороших специалистов получаются плохие бизнесмены? История одного бизнеса Света всю жизнь стремилась к тому, чтобы стать лучшим парикмахером. За 10 лет труда она добилась того, чему многие позавидовали бы, и стала высококлассным мастером. Проработав долго в известном салоне, она изучила всю кухню этого бизнеса и наработала приличную базу клиентов. Вдохновленная примером коллег, покинувших салон ради своего бизнеса, она решила, что пришло и ее время уйти в свое. Вскоре Света открыла салон, вложив в него все свои силы и средства, в том числе и заемные. Там было все, как она хотела: лучшее оборудование, комфортная мебель. То, что выбранное место было непроходимым, Свету не смущало – ведь у нее была серьезная база клиентов. По той же причине вложения в вывеску и стритлайн казались ненужными. Для того, чтобы отбивать затраты и гасить кредит, Свете приходилось работать по 12 часов 7 дней в неделю. Через 2 месяца такого графика вопрос о помощниках встал ребром. Через 8 месяцев от энтузиазма не осталось и следа. Свету переполняли усталость и злость на сотрудников: они воровали и делали все не так. К тому же постоянные клиенты привыкли к тем ценам и скидкам, которые были на прошлом месте работы Светы. Чтобы их удержать, Света предложила аналогичные условия. В итоге обороты росли, а прибыль падала. Привлекать новых клиентов Света по-прежнему не хотела, боясь увязнуть в еще больших долгах. Вскоре она призналась, что полностью истощена и затормозилась в своем профессиональном развитии. Она задыхалась от однообразия и рутины, а ее любимое занятие превратилось в каторгу. Приход кризиса резко сказался на активности постоянных клиентов, а новых практически не было. Бизнес окончательно ушел в минус. Вскоре Света закрыла салон и вернулась к привычной жизни. Еще какое-то время о предпринимательском опыте ей напоминали долги и обида. Предприниматель – это 3 в 1 Возможно, этот пример покажется вам очевидным – со стороны оно ведь всегда видней. Но хороший специалист часто так увлечен процессом, что не замечает простых вещей. Его мышление оказывается слишком узким для развития собственного бизнеса. Он убежден: если хочешь, чтобы работа была сделана хорошо, сделай ее сам. Ему легче все выполнить самому, чем объяснить или научить, а потому делегирует он редко и часто от безысходности. В итоге первая проблема, с которой сталкивается специалист – это нежелание и неумение обучать и развивать персонал. Ситуация осложняется также тем, что специалист не терпит системности, поэтому ему трудно организовать процесс взаимодействия в компании. Эту функцию в бизнесе выполняет управленец. Именно мышление управленца позволяет координировать и отлаживать все процессы согласно стратегии. А формирование стратегии развития – это уже плод мышления владельца бизнеса. В отличие от специалиста и управленца, владелец бизнеса устремлен в будущее, он – смелый мечтатель и вечный изобретатель. Именно он двигает бизнес вперед и заставляет его меняться. Обычно начинающий бизнесмен – это 70% специалиста, 20% управленца и 10% владельца бизнеса. Секрет же успешного предпринимателя заключается в достижении баланса и умении смотреть на собственный бизнес одновременно глазами специалиста, управленца и владельца.
|