Читать или не читать? Человек принимает решение в первые 5-7 секунд, пробегая глазами начало статьи. Сумеете завладеть его вниманием за эти мгновения? Копирайтер Даниил Шардаков рассказал об 11 способах заинтересовать читателя буквально с первых секунд чтения. Это немыслимо! Чтобы я, человек с высшим образованием, попался на такой дешевый трюк. Сказать по правде, сейчас меня переполняют двойственные чувства. С одной стороны – праведный гнев: “Ну как я мог на такое повестись?!” С другой – восхищение: меня “обработали” настолько чисто и виртуозно, что будь я сторонним наблюдателем, я бы, наверное, аплодировал стоя. Но нет, я оказался жертвой и в самом эпицентре событий. Из этой ситуации я извлек ценный урок. И сейчас Вы поймете, о чем я говорю… Мой друг работает в центре нетрадиционной медицины. Вернее, я бы сказал, полутрадиционной. В общем, они используют гипноз, гомеопатию, акупунктурные техники и прочие методы, не получившие широкого распространения в официальных учреждениях здравоохранения… Вы все еще читаете? Да будет Вам! Все, что написано выше – не более чем бутафория. Вот настоящее начало статьи. Здесь. И, к слову, именно о начале мы с Вами сегодня и будем говорить. Готовы? Тогда устраивайтесь поудобнее, сегодня мы на реальных примерах рассмотрим, как начать статью, чтобы вовлечь читателя в чтение и не отпускать до самого конца! Начало статьи: что такое лид, и с чем его едят По статистике, человек определяет полезность материала в течение первых 5-7 секунд. Большую роль в этом играет первый абзац, который еще называется «лидом» (от англ. lead – вести). Его главная задача – увлечь читателя настолько, чтобы он не мог остановиться и “проглотил” Ваш текст от начала и до конца. Если лид уныл и скучен, текст, как правило, терпит фиаско. И если для информационной статьи это не так критично, то для рекламного текста это может означать пустую трату рекламного бюджета со всеми вытекающими последствиями. С понятием лида связан очень важный принцип – принцип перевернутой пирамиды, который гласит, что самую интересную, самую важную информацию надо размещать в первом абзаце. Однако это не является догмой. Существует масса способов сделать лид цепляющим, и многие из этих способов мы сегодня рассмотрим. Да, но Вы помните, что начало публикации – это второй шаг. Первым делом Вам нужно вызвать интерес с помощью заголовка. До того как начать статью Главное – чтобы у Вашего материала была четкая структура, и начало подчеркивало его ценность, а не наоборот. Однако есть вещи, которые эту ценность убивают напрочь, и которых всеми силами нужно избегать. Вот некоторые из них. Избитые клише. Избавьте себя от подражания тысячам авторов без фантазии, не имеющим ни малейшего понятия о том, как начать статью, чтобы она с ходу вызывала интерес у читателя. Начало в стиле: уже стали настолько избитыми, что ничего кроме налета скуки не вызывают. Банальность. Еще один лидер среди типичных ошибок. Отличие от предыдущего пункта – всеобъемлющая очевидность. Не бывает на свете одинаковых людей. Каждый из нас заботится о своем здоровье. Женщины отличаются от мужчин.
Словом, спасибо, Кэп! Как правило, подобные тривиальные фразы часто встречаются в дешевых текстах для сателлитов. Для серьезных публикаций они, естественно, не годятся. Сложные хитросплетения. Еще одна распространенная ошибка – делать первое предложение сверхсложным для восприятия. Пример: В свете тотальной глобализации становится актуальным вопрос рациональности совместного использования информационных ресурсов, которые, в свою очередь, с каждым днем представляют все большую ценность для международного информационного сообщества.
Все эти вещи утомляют читателя и вынуждают прервать чтение (иначе он умрет со скуки). Их еще называют водой, поскольку как таковой информационной ценности они не несут. Если Вам нужно увеличить объем без воды, прочитайте эту статью. Чтобы проверить цепкость лида, спросите мнения у друзей и знакомых. Наконец, поставьте себя на место читателя. Интересно ли Вам было бы читать такое начало? Как начать статью: 11 проверенных подходов Указывать на недостатки и на то, как делать не надо, может любой. Давайте рассмотрим несколько способов начать статью, которые с вероятностью более 90% заинтересуют Вашего читателя. 1. Золотой способ – “Скользкая горка Шугермана” Этот способ начала статьи придумал известный американский копирайтер Джо Шугерман. Называется этот подход “скользкой горкой”. Он универсален и подходит для начала как обычных публикаций, так и продающих текстов. Принципы “скользкой горки”: Первое предложение делается максимально коротким и недосказанным. Оно должно порождать интригу и вопрос, побуждая читателя прочитать второе предложение в поисках ответа. Второе предложение усиливает интригу, переводя читателя к третьему предложению и т.д. Идею Вы поняли. Пример: Продавать непросто. Особенно в нишах, где конкуренты тратят тысячи долларов на продвижение, рекламу и подкуп клиентов. Тем не менее, если не идти вслед за большинством, а включить мозги, то стать лидером вполне реально. И вот каким образом.
Видите? После первого предложения созревает вопрос: “Но?”. После второго предложения этот вопрос усиливается: “Да, но?”. После третьего предложения созревает вопрос “Как?”. а после четвертого – читателя уже не остановить. Похожий прием я использовал для начала этой статьи, добавив немного эмоциональности. После первого предложения у Вас встал вопрос: “Что немыслимо?” затем этот вопрос усилился разгоревшейся интригой, которая с каждым предложением накалялась. В этом месте есть вероятность того, что Вы думаете, дескать, “Это было ясно как день, начало банальное и скучное, баян, я такое уже видел!” Отлично! Значит этот способ Вы усвоили и можете с успехом применять в собственной практике так, чтобы это было реально классно. :) 2. Факты или статистические данные Ничто так не цепляет людей в начале статьи, как что-нибудь интересненькое. Приведите статистику или какой-нибудь любопытный факт, и человек будет читать Ваш текст. Примеры: В США ежегодно утилизируются около 20-ти миллиардов подгузников. Ученые установили, что люди не могут видеть сны, когда храпят. По статистике 1,5% людей на Планете имеют рыжий цвет волос.
3. Вопрос Вопросы хороши тем, что люди на подсознательном уровне на них отвечают, а это вовлекает их в чтение. Вдвойне хорошо, если вопрос интригует. Примеры: Вы знали, что Эйнштейн до 4-х лет не умел говорить, и его считали отсталым ребенком? Вы хотите, чтобы Вашу жизнь обеспечивал пассивных доход? Сколько времени у Вас уходит на купание?
Этот прием можно использовать в связке с методом Сократа для усиления. 4. Провокационная фраза Один из моих любимых приемов. Заключается он в том, что Вы начинаете статью с провокационной фразы, вызывающей те или иные эмоции (чаще всего, негативные) у определенных групп читателей. Однако помните, что если Вы вызываете негатив, то должны потом его свести к нулю. Примеры: 5. История или притча Люди обожают истории. Во-первых, потому что все мы выросли на историях, а во-вторых, потому что из каждой истории мы привыкли извлекать какой-то урок. Вот почему большинство людей предрасположены к историям и охотно читают их. Посмотрите на второй абзац этой статьи. Он написан как раз в формате истории. 6. Гипновставка Не совсем типичное начало для традиционных статей. Однако этот прием часто используется в продающих текстах. Суть этого приема заключается в использовании таких оборотов как “Представьте…”, “Вообразите…”, «Вспомните…» и т.д. Примеры: Представьте, что Вы – капитан космического корабля. Вообразите, что Вы оказались в джунглях, где полно людоедов. Вспомните, как Вы бегали голеньким в детстве.
7. Цитата Практика показывает, что еще один неплохой способ начать статью – использовать умную цитату. Только если Вы используете этот прием, помните, что: 8. Тест Еще один классный вариант для начала публикации – это провести небольшой тест. Люди обожают проводить эксперименты и узнавать о себе что-то новое или старое, но известное только им. Примеры: Проверьте, к какому психотипу Вы относитесь. Если Вы ответите на пять простых вопросов Вы узнаете, в чем Ваша самая сильная сторона. Прежде чем продолжить чтение, пройдите небольшой тест, который покажет, допускаете ли вы типовые ошибки в английском языке.
9. Личный опыт Люди любят, когда автор делится своими наблюдениями или опытом (особенно если этот опыт личный). В принципе, этот способ начать статью похож на историю, с той лишь разницей, что повествование идет от первого лица и может быть чрезмерно эмоциональным. Примеры: Я хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной два месяца назад. Я не был самым красивым парнем в школе, но у меня было то, от чего девушки буквально вешались мне на шею. Ну все, приехали! Получи, деревня, трактор! Я опять наступил на те же грабли!
10. Акцент на проблеме или решении Здесь все просто. Вы с ходу ставите проблему, актуальную для читателя, и обещаете ее решение в статье. Примеры: Если Вы перепробовали все, а перхоть как появлялась, так и появляется, то есть один верный способ, который избавит Вас от нее раз и навсегда. Несмотря на то, что продвижение сайтов – достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, существует способ сократить издержки до 80%. И вот каким образом.
11. Новость Новости всегда вызывали, вызывают и будут вызывать жгучий интерес и горячие споры. Так почему бы не использовать эту человеческую слабость, чтобы ударно начать статью? Особый ажиотаж вызывают “желтые” новости, так сказать, скандалы, интриги, расследования. Примеры: Пенсионер из глубинки увел топ-модель из-под носа у миллионера. Найден способ зарабатывать деньги, лежа на диване и ничего не делая! Эксгибиционисты устроили оргию на Красной Площади!
Резюме по началу статьи Приведенных выше приемов более чем достаточно для того, чтобы эффектно начать статью. Не все они универсальны: некоторые приемы можно использовать только в подходящем случае. Хотя, если откровенно, то для хорошего начала достаточно и первого способа. Нужно просто использовать любопытство и порождать интересующие человека вопросы, ответ на которые он рассчитывает найти в статье. Уверен, Ваши публикации будут читаться на одном дыхании!
|