Многие российские журналисты считают, что новости в формате tweet скоро одержат окончательный верх над СМИ. А все потому, что изменилась сама медиасреда - Интернет возглавляет хит парад самых востребованных информационных источников. Еще 5-6 лет назад российские СМИ с подозрением относились к блогосфере. В большинстве редакций доступ к блоговым площадкам был запрещен наряду с доступом к стремительно набравшему популярность сайту "Одноклассники". А на сегодняшний день все профессиональные издания стремятся максимально использовать в своей работе "блогерский ресурс". Споры о том, сможет ли блогер заменить журналиста в новостной журналистике, уходят в прошлое. Каждый нашел свое место: блогер - моментальный передатчик информации, журналист – расследователь на месте события, блогер – источник ярко-окрашенной эмоциональной субъективной точки зрения, журналист чаще систематизатор мнений и оценок в связи с новостной историей. Итак, медиасреда изменилась, и к прошедшим изменениям адаптируется аудитория. Изучение информационных предпочтений жителей России приходит последние пару лет к уверенному выводу: ТВ-зрителей становится заметно меньше, "Интернет-серферов" ощутимо больше. Что дальше? Кажется, что "15 лет истории коротких сообщений: пейджер, мэйл смс, facebook, Twitter" в повседневной коммуникации приводят к интересным последствиям. Сегодня аккаунт в Twitter уже есть почти у каждого профессионального СМИ: до 140 знаков о самом главном или интересном. Что завтра? Скорее всего – полноформатная профессиональная лента коротких новостей. Вместо "желтого", привлекающего внимания заголовка и, часто, соответствующего лида – квинтэссенция события в одном простом предложении из подлежащего, сказуемого и, возможно, прилагательного. Вместо 4-5 абзацев по 2-3 предложения для каждой новости в "новостной ленте" - 1 абзац, максимум из 3-х коротких предложений. Слишком много информации (в том числе и псевдоинформации) несет сегодня каждый новый день, чтобы читать больше! Это касается именно формата новостей. Аналитика, интервью, разнообразные тематические бэкграунды, безусловно, остаются и развиваются в своей нише, которую сегодня все активнее осваивают печатные издания. Одновременно с постепенным переходом новостей в так называемый формат "tweet" возможно прогнозировать и дальнейшее "тематическое нишевание" (распределение потока новостей по все более узким специальным тематическим разделам). Это позволяет пользователю новой новостной ленты четко определять и формулировать свою потребность и не потеряться в потоке информации. Если данный прогноз верен и новостная ситуация будет развиваться в "tweet-направлении", значительно возрастут и профессиональные требования к журналисту. Сложно сделать информативное и интересное интервью, очень непросто выдать новость из 5-7 предложений, сумев рассказать обо всем. Но – намного сложнее понять и выяснить Главное и Важное, а затем это Главное и Важное суметь сформулировать в 2-х, максимум 3-х простых коротких предложениях. И непременно сделать это интересно! А если еще необходимо цитирование?! Очень непростая задача. Так что журналист, работающий в "tweet-формате", должен быть не только умен, быстр и прекрасно владеть стилистикой. "Tweet-журналист" должен великолепно разбираться в освещаемой теме – уметь понимать самую суть происходящего, ключевые факторы развития события, темы. Понимать и коротко формулировать. Аспирантский уровень, не меньше. А это снова делает журналистскую профессию "автора новостей" невероятно интересной! Так что ждем перемен: "Tweet-новости" и "Tweet-журналистика" уже совсем рядом. Кто будет первым?
|