Распространенный западный формат дрогери покоряет Россию. Даже во время кризиса эти сети продолжали расти и развиваться. Сейчас они окрепли и покоряют центральные магистрали Москвы, куда раньше пускали только премиум-бренды. Эксперты утверждают, что у этого формата отличные перспективы развития в ближайшее время. Этот формат появился в Германии в 1970 годах. Drogerie переводится с немецкого как «аптекарский магазин». Эти магазины самообслуживания торгуют бытовой химией, парафармацией по принципу дисконта. Базой для «дрогери» стал аптечный бизнес. Кроме традиционных для аптек лекарств, на полках дрогери можно было найти товары для животных, детей, нижнее белье, шоколад, вино и пр. Привлекательность дрогери в том, что он не требует крупных первичных вложений. Как правило, ассортимент составляют товары, не требующие специальных условий хранения. Логистика также проста, потому что доставка осуществляется реже – ведь все товары имеют длительный срок реализации, их можно закупать большими партиями «впрок», в отличие от продовольственных. По этой же причине снижаются потери от товаров, которые пришлось списать в связи с истечением срока годности. Ни специальное оборудование для хранения (например, холодильные камеры), ни затраты на электричество также не нужны. Плюс ко всему ассортимент товара широк, что позволяет привлечь в магазин самых разных покупателей. Американцы и европейцы быстро поняли все плюсы данного формата и стали активно открывать такие магазины у себя. Европейские дрогери представлены в двух вариантах. Первый – дискаунтеры площадью 200 кв. м с тремя-четырьмя тысячами наименований товаров. Располагают их максимально близко к потенциальным покупателям – в радиусе 500 метров. Второй – супермаркеты. Площадь у них в три-четыре раза больше, ассортимент достигает 8-10 тысяч позиций. Супермаркеты открывают на центральных улицах или в торговых центрах. От дискаунтеров они отличаются свободной планировкой, более эффектными интерьерными решениями и более высокими ценами. Как правило, в них предоставляются сопутствующие услуги: печать фотографий, утюжка вещей. Прообраз дрогери в России – магазины хозтоваров и галантерейные. В 90-ые годы на смену им пришли палатки на рынках, торгующие бытовой химией, косметикой и бельем. Как сетевой формат дрогери начал развиваться у нас только в 2000-ые годы. Торговый Дом «Мак-Дак» в ноябре 2004 года создал сеть «Ол!Гуд», «Южный двор» примерно в это же время — свою сеть магазинов, краснодарский «Русский Стиль 97» — сеть «Санги Стиль», «К-Инвест» из Ростова-на-Дону — «Семейный квартал», питерский «Лотос» — «Улыбку радуги». Ассортимент в российских дрогери скорретирован в сооветствии с нашими потребностями и менталитетом. Например, у нас в них не купишь продтовары с длительным сроком хранения – чай, кофе, пищевые добавки. Россияне привыкли ходить за едой в продуктовые магазины, и соседство порошка и конфет не принесет здесь прибыли. Не найти там и лекарств, отпускаемых без рецепта. Все-таки это прерогатива аптек, к тому же для торговли этими препаратами нужна лицензия. Бытовая химия в российских дрогери представляет 15% ассортимента, в немецких – в три-пять раз меньше, а в Америке и Англии ее нет вообще. Объяснить это просто: американцы и англичане почти не занимаются бытом, вещи отдают в прачечные. Поэтому бытовая химия продается у них в специализированных магазинах. Российские женщины – хозяйственные, поэтому полки дрогери полны порошков и средств для создания чистоты и уюта. Так же, как и в Европе, в России сформировалось два типа дрогери: магазины среднего ценового сегмента («Ол!Гуд», «Подружка») и дискаунтеры («Южный двор», «Магнит Косметик», «Убылка радости», «Спектр»). Некоторые магазины переходят из дискаунтеров в средний ценовой сегмент (например, «Спектр»). Он внедряет спецформат для ТЦ Health and Beauty и разрабатывает middle- и low-форматы. На переориентирование и открытие каждого нового магазина ритейлер предполагает потратить по $150 тысяч. Российский рынок дрогери далек он насыщения: сейчас в стране открыто несколько тысяч магазинов (это в несколько раз больше, чем 3-4 года назад). Большинство магазинов открыты в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Формат там представлен несколькими сетями, которые конкурируют между собой. В других городах страны потребители не знакомы с новым форматом. В Поволжье, на Урале, Кубани дрогери представлен небольшими местными сетями. Федеральных сетей дрогери в России сейчас нет. Эксперты говорят, что причиной этого могут быть административные барьеры. К тому же в разных регионах ассортимент может кардинально отличаться, ведь у жителей разные предпочтения. Поэтому для открытия магазина в другом регионе требуется более сильная маркетинговая поддержка – и самого ритейлера, и представленных брендов. Ставку делают на города с населением от 10 тысяч человек, ассортимент, как правило, составляет 5000 позиций. Ведущая российская сеть– краснодарский «Санги Стиль». С 1995 года они открыли более 700 магазинов, а на десятом году существования вышли за пределы региона, в основном представлены на юге России. Работают в двух форматах: cash&carry и дрогери. Участники рынка считают, что национальные игроки обязательно появятся, придет черед слияний и поглощений. Но для этого должно пройти время: формат начал развиваться не так давно, так что произойдет это не так скоро. Сейчас же емкость рынка велика, при активном развитии он насытится не раньше, чем через 10-15 лет, утверждают игроки. Главные конкуренты дрогери – супермаркеты и гипермаркеты, в том числе специализирующиеся на косметике гипермаркеты («Л"Этуаль», «Рив Гош»). Примечательно, что сами «главные конкуренты» не видят в дрогери серьезного противника. Представители гипермакетов объясняют: их формат привлекает покупателей тем, что можно купить все – от продуктов до мебели. И цены у них ниже, чем в специализированных магазинах. Зато дрогери за счет более узкой специализации могут предложить более широкий ассортимент в разных ценовых категориях. Еще один немаловажный плюс дрогери – близость к дому.
|