В эпоху Ренессанса о продюсерах и личных агентах могли только мечтать. Возможно, именно поэтому Микеланджело был не только прекрасным скульптором, живописцем, архитектором и поэтом, но и неплохим продажником. Ниже - несколько уроков мастера. Приемами продаж и переговоров Микеланджело владел так же искусно, как резцом или кистью. Будучи потомственным купцом, он не терялся, когда речь заходила о деньгах. Особенно хорошо он умел торговаться.
Торги на повышение Однажды флорентийский купец по имени Анджело Дони заказал у Микеланджело тондо (картину круглой формы) с изображением святого семейства. Закончив работу, художник отправил картину с посыльным. Свой труд Микеланджело оценил в 70 дукатов (дукат - монета из чистого золота весом 3,5 г), которые и распорядился выдать курьеру. Анджело Дони вручил посыльному 40 дукатов, сказав, что больше такая безделица не стоит. Художник отправил курьера обратно, уведомив Дони о том, что картина успела подорожать до 100 дукатов. Если же Анджело не хочет платить эту цену, он может вернуть картину. Прижимистый Дони очевидно не знал, с кем связался, и, подумав, что художника устроит прежняя сумма, вручил посыльному 70 дукатов. Что сделал Микеланджело? Снова поднял цену до 140 дукатов. О чем и уведомил заказчика. Поняв бесперспективность дальнейшего торга, Дони заплатил финальную сумму. Подыгрывать, но не играть Микеланджело не только умел назначать свою цену и выбивать долги, но и выполнять работу так, как считал нужным. Он не любил играть по чьим-то правилам, но умел им подыгрывать. Так, узнав, что глава флорентийской республики Пьетро Садерини, собирается передать кому-то из скульпторов огромный кусок мрамора, Микеланджело предложил отдать глыбу ему. Когда бесформенный камень начал превращаться в статую Давида, Садерини стал усердно ее разглядывать. И вскоре нашел, что нос Давида слишком большой и хорошо бы сделать его потоньше. В ответ Микеланджело взял резец и принялся исполнять просьбу клиента. Садерини видел, как из-под инструмента скульптора сыплется мраморная крошка, но не знал, что это были отходы, которые Микеланджело предусмотрительно захватил с площадки. Нос Давида он оставил без изменений. Завершив свою постановку, скульптор спросил Садерини, нравится ли ему нос Давида теперь. На что тот ответил согласием и заплатил 400 скуди. Сумму ничтожно малую за 3 года работы такого уровня. Нет, Микеланджело не утратил хватку и не разучился торговаться. Просто он хорошо знал, что иногда нужно дать, чтобы взять. Он пожертвовал текущим гонораром ради будущего успеха. Создав Давида, он возвысился над прочими скульпторами. А слава его достигла таких высот, что он мог диктовать свои условия и торговаться с самим Папой Римским.
|