Сегодня эффективное командообразование важно как никогда. Если проектные и управленческие команды уже завоевали доверие, то насчет команды в отделе продаж все неоднозначно. Стоит ли строить команду продажников и если браться за это - с чего начать? Бизнес-процессы усложняются, время на принятие управленческих решений необходимо сводить к минимуму. Конкуренция в различных сферах экономики растет, поэтому компании проповедуют принцип клиентоориентированности. Надо увеличивать производительность труда, а для этого культивировать у сотрудников философию общего дела. Экономические и политические кризисы учащаются, технический прогресс не стоит на месте, информационные потоки в мире с каждым днем становятся все мощнее. В такой ситуации продуктивнее командная работа, а не труд одиночек. Проектные и управленческие команды уже завоевали доверие. А нужна ли команда в отделе продаж? Пока однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя преимущества командной работы доказаны психологическими исследованиями и каждодневной практикой: В команде продажи больше, чем у отдельных ее членов. Такая работа более способствует творчеству, позволяет продавцам формировать многовариативные предложения для клиентов. Она способствует оперативному обмену информацией, позволяет принимать оптимальные коллегиальные решения. В команде происходит постоянно взаимообучение сотрудников, информация циркулирует, достигает цели более оперативно. Сотрудники принимают меньше непродуманных решений за счет коллективного обсуждения. В команде единые цели и нормы, соответственно, взаимопонимание у членов коллектива на высоком уровне.
В российских компаниях выработалось несколько традиционных способов формирования команд. неформальные мероприятия, «веревочный тимбилдинг» тренинги, способствующие формированию навыков командной работы (теоретические и «активные» формы обучения) проблемные совещания, круглые столы, корпоративное издание (эти методы лишь укрепляют корпоративный дух, но не способны сформировать команду)
К внешним факторам относятся следующие характеристики: организационная структура уровень управленческих и профессиональных компетенций топ-менеджмента организации политическая и экономическая ситуация в мире уровень неопределенности и рисков частота и сила стрессовых воздействий
К внутренним факторам относятся следующие характеристики: степень требуемой официальности при выполнении работы; степень сочетания послушания и инициативы от подчиненных; значение, которое придается соблюдению правил внутреннего распорядка; наличие стандартов и регламентов рабочей деятельности; основательность и период планирования работы; готовность топ-менеджмента к делегированию полномочий и ответственности; наличие опыта работы с командами (для менеджеров) и в командах (для исполнителей); система подбора, оценки и развития членов команды; специфика бизнеса и отраслевые особенности; система мотивации и оплаты труда в организации.
Каждый из этих способов можно использовать по одному или в комплексе. Главное – на этапе зарождения команды определить цели, для которых она создается, каких результатов она должна достичь. Необходимо также с самого начала выявить, что снижает эффективность продаж, обдумать, какие знания и умения работников помогут решить эту проблему. Надо сформулировать нормы и правила командной работы, описать роли и функции участников команды, конкретные цели деятельности каждого. Если цель не сформулировать заранее, работа команды не будет эффективной. Также на этапе формирования команды договоритесь о способах и стандартах внутренней коммуникации. Цели отдела продаж будут напрямую зависеть от целей компании. Они могут быть, например, такими: Выполнение (и перевыполнение) плана продаж завоевание определённой доли рынка удовлетворение спроса потребителей управление взаимоотношениями с клиентами управление каналами распределения стабильность и устойчивость бизнеса создание положительного имиджа компании конкурентоспособность продукта и технологий работы
После формулирования общих целей и определения задач и мероприятий на ближайший период, можно декомпозировать эти цели на членов Команды, распределять совместным решением их роли, функции, ответственность. Очень важная характеристика, которую надо учесть при выборе механизма построения команды продаж, – задача, которую предстоит решить группе людей. Какого типа будет задача, насколько сложной окажется совместная деятельность, в какие сроки надо уложиться, кто и как будет осуществлять контроль, – все это определяющие факторы структуры команды, а также профессиональных и социально-психологических особенностей её членов. Чтобы команда продаж работала продуктивно, надо распределять роли и функции между членами Команды в соответствии с личными особенностями и компетенциями: Системное мышление: Собирать информацию в различных источниках (о рынке, конкурентах, Клиентах, технологиях), определять тренды развития, выявлять отличия. Анализировать полученную информацию, делать выводы, формировать принципы ценообразования и прогнозы продаж. Оценивать риски, прогнозировать сценарии развития событий. Коммуникативные навыки: Умение налаживать доверительные отношения с Клиентами, партнёрами, коллегами. Способность вовлекать всех членов Команды в общую работу, активизировать творческий потенциал каждого. Способность мотивировать членов Команды на эффективную командную работу, понимая основные стимулы и мотиваторы каждого. Умение вести конструктивные переговоры, аргументируя свои предложения и выслушивая предложения других. Лидерские качества: Уверенность в себе, нацеленность на результат, целеустремленность. Умение влиять на людей, вдохновлять, мотивировать на совместную работу. Самоменеджмент, ответственность за свои действия.
Психолог Белбин определил «командную роль» как «тенденцию вести себя, содействовать и взаимодействовать с другими определенным особым образом» и выделил девять командных ролей (при подборе сотрудников в Команду Продаж можно провести тестирование его ролевых предпочтений). Согласно Белбину, у членов Команды должны присутствовать различные ролевые предпочтения: Творец вдохновляет команду к улучшению, Реализатор превращает идеи в действия, Завершатель следит за своевременным выполнением, Координатор действует как председатель, Сотрудник способствует сотрудничеству, Искатель находит внешние возможности, Генератор презентует новые идеи и подходы, Наблюдатель анализирует выполнение, Специалист имеет специализированные навыки. Практические рекомендации по формированию команды продаж: Команда формируется вокруг лидера, поэтому в процессе формирования коллектива необходимо особое внимание уделить выбору формального руководителя, начальника отдела продаж (в команду желательно включать только одного сотрудника с явно выраженными лидерскими способностями); для снижения вероятности возникновения конфликтов необходимо подбирать в Команду людей со сходным поведением и ценностями; для успешного результата коллективной деятельности и достижения командной цели в команду лучше подбирать членов с разноплановыми многофункциональными компетенциями, знаниями и умениями; для эффективной групповой работы состав команды не должен превышать 15 человек, но и быть не менее 7 (это оптимальный количественный диапазон, позволяющий, при необходимости, производить ротацию, и вероятность возникновения неформальных группировок внутри команды не велика); социально-психологическая совместимость членов Команды и её сработанность позволяет достигать устойчивой эффективности Продаж в компании; команда продаж – это не просто группа людей, а прежде всего, средство достижения Цели. Поэтому и формирование Команды должно исходить из целей компании и сотрудников.
По материалам www.itctraining.ru
|