Цели тренинга:
-
отработать все возможные техники профилактики и оптимизации стресса
-
узнать, как противостоять стрессу, восстанавливать работоспособность, предупреждать потерю мотивации
-
проработать конкретные упражнения и приемы для выработки индивидуальной стратегии управления стрессом
-
узнать причины и формы конфликтов, понять, какие слова и действия могут спровоцировать конфликт
-
научиться определять правильную стратегию поведения в конкретном конфликте
-
научиться управлять своим состоянием в конфликтной ситуации
-
научиться работать с агрессией
-
освоить техники разрешения и преодоления конфликтов
Методы проведения:
Мини-лекции, психодиагностика, структурный анализ, упражнения, индивидуальные и групповые тренинги, психологические техники для повышения стрессоустойчивости, анализ ситуаций участников тренинга, индивидуальные рекомендации
Программа:
День 1. Стресс-менеджмент. Диагностика, профилактика стресса, самовосстановление
Определение индивидуального уровня стресса и диагностика стрессоустойчивости
-
Природа, источники и особенности проявления психологического стресса
-
Диагностика уровня стресса жизни и актуального состояния личности
-
Определение интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных и физиологических симптомов стресса участников
-
Индивидуальный структурный анализ стресса
-
Определение факторов, влияющих на уровень индивидуальной стрессоустойчивости участников
-
акцентуации характера
-
когнитивные факторы
-
жизненные установки
-
врожденные особенности организма
Практикум: Упражнения на работу с негативными установками. Метод Робинзона. Рефрейминг
Практикум: Диагностика — определение индивидуального уровня стрессоустойчивости участников
Основные модели адаптации человека к стрессовым ситуациям
-
Резистентная модель — активное противодействие внешней среде и максимизация функций организма
-
Толерантная модель — ресурсосберегающая модель приспособления к стрессу
Практикум: Определение индивидуальной адаптационной модели участников тренинга
Симптомы эмоционального выгорания
-
Психофизические симптомы
-
Социально-психологические симптомы
-
Поведенческие симптомы
Факторы эмоционального выгорания
-
Личностный фактор
-
Ролевой фактор
-
Организационный фактор
Практикум: Проведение диагностики с использованием различных методик. Анализ причин возникновения эмоционального выгорания
Практикум: Выработка схем купирования и трансформации синдрома профессионального выгорания с учетом индивидуальных особенностей личности и особенностей его социального и профессионального окружения
Управление эмоциями
-
Техники управления сильными эмоциями (страх и гнев)
-
Приемы защиты от эмоционального нападения
Практика: Упражнения на освоение навыков управления эмоциями
Методы саморегуляции физиологических и эмоциональных состояний. Практика
-
Метод визуализации. Пальминг
-
Освоение приемов регуляция мышечного стереотипа (прогрессивная релаксация по методу Джекобсона, «маскарелаксации», общеемышечное расслабление)
-
Освоение дыхательных техник (медитация на дыхании, полное дыхание)
-
Освоение антистрессовой экспресс-методики «Ключ» Х. Алиева
Практикум: Техники экстренной психологической помощи в кризисной ситуации (приемы психологической само- и взаимопомощи для снятия ступора, двигательного возбуждения, агрессии, нервной дрожи, истерики)
День 2. Методы выхода из конфликтных ситуаций и ситуаций агрессивного контакта
Введение
Практика:
Определение уровня конфликтности участников
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации (тест)
Причины конфликтов
-
Объективно конфликтная ситуация: конфликт интересов, разногласия, столкновение важных взглядов/ позиций, несогласованность обязанностей
-
Участие конфликтных личностей
-
Конфликтные отношения участников
-
Конфликтное поведение одной из сторон
-
Негативные эмоции
-
Недопонимания и недоразумения между людьми
Практика: Разбор причин возникновения конфликтов. Ролевые игры, анализ
Формы конфликтов
-
Противостояние
-
Противоборство
-
Разногласие
-
Противодействие
-
Разъединение
Практика: Разбор различных форм конфликтов. Ролевые игры, анализ
Преимущества и недостатки различных стратегий поведения в конфликте
-
Избегание
-
Конкуренция
-
Уступчивость
-
Компромисс
-
Сотрудничество
Практика: Как определить сигналы конфликта. Вербальные и невербальные сигналы
Практика: Отработка навыков правильного выбора оптимальной стратегии поведения в конкретном конфликте
Работа в конфликтных ситуациях
-
Модели поведения, типичные для неуверенных, уверенных и агрессивных людей
-
Особенности построения диалога с агрессивно настроенным собеседником
-
Ответы на оскорбительные фразы и «нападки». Что ответить, когда ответить нечего
-
Эффективные способы снятия аффекта и негативных эмоций оппонента
Практика: Отработка техник управления состоянием оппонента. Техники активного слушания, подстройки к чувствам, «получение отсрочки», техники работы с агрессивными высказываниями и др.
Отработка приемов для снятия ступора, двигательного возбуждения, агрессии, нервной дрожи, истерики
-
Методы защиты от агрессии, негатива, провокаций. Как быстро «придти в норму» и успокоиться
Практика: Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации. Практические упражнения на управление своим состоянием: техники «дыхание», «изменение субмодальностей», «я-высказывание»
-
Алгоритм ответа на критику, работа с возражениями
-
Как признать свою ошибку, если она была, и предложить альтернативный выход из ситуации
Практика: Техники перевода разговора к возможным вариантам решения: «выбор без выбора», «взятие дополнительных обязательств» и др.
-
Особенностиработы с тяжелыми оппонентами: («жесткими», «невменяемыми», «упертыми», «не воспитанными», «излишне требовательными», «вечно недовольными», «занудными»)
Практика: Разбор конфликтных и проблемных ситуаций участников тренинга
-
Преимущества и недостатки каждой стратегии
Как уменьшить разрушительную силу конфликта и научиться выносить из него пользу
-
Как защититься от «эмоционального выгорания» в работе с людьми. «Интоксикация людьми»
-
Приемы саморегуляции и управления эмоциями в конфликтных ситуациях
Практика: Освоение участниками тренинга методов саморегуляции физиологических и эмоциональных состояний