Магистерская программа «Управление образованием» реализуется Институтом развития образования НИУ ВШЭ совместно с факультетом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.Цель программы - подготовка специалистов, способных формировать и реализовывать государственную политику в сфере образования, активно участвовать в модернизации системы стратегического управления региональным развитием, управлять образованием на уровне школ, муниципалитетов, регионов, а также специалистов системы подготовки и переподготовки управленческих кадров образования.
Базовыми для Программы являются следующие принципы:
-
к обучению привлекаются люди, уже обладающие определенным объемом знаний, опытом и компетенциями в изучаемой области, имеющие возможность последующей реализации полученных знаний, способные в ходе обучения анализировать собственный опыт и мотивированно заниматься проектированием собственной будущей деятельности;
-
участники образовательной программы будут выступать не только в роли «студентов», но и в роли соавторов планов модернизации региональных и муниципальных образовательных систем и образовательных организаций, в роли аналитиков и проектировщиков, создателей межрегионального банка данных о перспективных образовательных проектах и ходе реформ в своих регионах и школах и т.п.
Концепция магистерской программы
1. Общие положения
Магистерская программа «Управление образованием» (очно-заочная форма обучения) совместно разработана и реализуется преподавательскими коллективами Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) и Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).
Сотрудничество двух вузов нацелено на повышение качества образования и исследований в НИУ ВШЭ и МВШСЭН, для повышения их конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. Магистерская программа «Управление образованием» дает слушателям возможность получить не только магистерский диплом НИУ ВШЭ, но и диплом магистерской программы МВШСЭН, имеющей полную валидацию Манчестерского университета (Великобритания), с выдачей диплома Master of Education (MEd).
2. Цель, задачи и принципы совместной программы
Основная цель - создание усилиями двух вузов инновационной магистерской программы «Управление образованием» (далее Программа) для содействия модернизации российского образования посредством подготовки высококвалифицированных специалистов в ключевых областях образовательной деятельности, способных формировать и реализовывать образовательную политику и управлять образованием на уровне школ, муниципалитетов, регионов. Такая программа остро актуальна, поскольку в настоящее время в России нет программ подготовки управленцев образования магистерского уровня. При этом потребность в управленческих компетенциях руководителей образования на школьном и муниципальном уровнях растет. В России остро стоит вопрос о дефиците специалистов, способных управлять организациями и системой образования в условиях изменений внешней среды, нарастания социально-культурного разнообразия и процессов децентрализации управления. Необходимо формирование группы проводников изменений в образовании, разделяющих современные научно-обоснованные подходы к управлению, имеющих общий профессиональный язык и ценности.
Для студентов НИУ ВШЭ Программа дает возможность получить, помимо государственного диплома, диплом Манчестерского университета (Master of Education) и диплом о профессиональной переподготовке по программе «Менеджмент в сфере образования» (МВШСЭН). Поскольку Программа предполагает участие в ней преподавателей Манчестерского университета, студенты также будут иметь возможность глубже изучить профессиональный английский язык.
Базовыми для Программы являются следующие принципы:
-
к обучению привлекаются люди, уже обладающие определенным объемом знаний, опытом и компетенциями в изучаемой области, имеющие возможность последующей реализации полученных знаний, способные в ходе обучения анализировать собственный опыт и мотивированно заниматься проектированием собственной будущей деятельности;
-
участники образовательной программы будут выступать не только в роли «студентов», но и в роли соавторов планов модернизации региональных и муниципальных образовательных систем и образовательных организаций, в роли аналитиков и проектировщиков, создателей межрегионального банка данных о перспективных образовательных проектах и ходе реформ в своих регионах и школах и т.п.
В рамках Программы решаются следующие задачи:
С помощью курсов по широкому спектру проблем, связанных со сферой образования, создаются условия для получения студентами систематизированных знаний о современных подходах к управлению образованием. Кроме интенсивных лекционных курсов для этой цели будут проводиться мастер-классы ученых, работающих в сфере образования, и практиков системы управления образованием.
Важное место среди этих курсов занимают курсы, связанные с экономикой образования, с формированием новых экономических механизмов развития образования. Это должно позволить ликвидировать один из наиболее острых компетентностных дефицитов в подготовке управленцев для образования.
С помощью курсов по методологии социальных исследований, технологий case-studies, проблемных дискуссий, участия в экспертной работе, реализации исследовательских проектов слушатели Программы будут вырабатывать навыки анализа и экспертизы собственного опыта и, если рассматривать это шире, - навыки исследования, анализа собственных организаций и образовательных систем, и на этой базе, формирования стратегий их развития.
С помощью курсов и тренингов по современным образовательным технологиям и интенсивным обучающим методикам слушатели Программы получат представление о том, как можно передать дальше полученные знания и навыки.
Особое внимание в рамках Программы уделяется развитию коммуникационных компетенций. Выпускник Программы должен уметь ясно и свободно изъясняться на русском и английском языках, публично выступать и вести дискуссию, писать статьи, отчеты, эссе и другие письменные работы. Эти навыки будут развиваться как в рамках специальных курсов и факультативов, так и в рамках всех общих и специальных дисциплин.
Программа нацелена на подготовку специалистов со следующими характеристиками:
-
выпускник должен знать основные принципы, методы и подходы к управлению образованием;
-
выпускник должен уметь анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике - в стране в целом, в конкретном регионе;
-
выпускник должен уметь использовать инструментарий экономической теории в анализе и проектировании изменений в образовании;
-
выпускник должен использовать современные представления о менеджменте и проектировании и реализации собственной профессиональной деятельности;
-
выпускник программы должен овладеть навыком изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, проектов нормативных правовых актов, иных профессиональных текстов, применения законодательства, нормативно-правовых процедур в управленческой деятельности;
-
выпускник должен уметь критически анализировать собственный опыт, находить ошибки и искать верные (оптимальные) решения;
-
выпускник должен уметь сформировать экспертную позицию по той или иной проблеме, уметь изложить ее письменно, а устно представить так, чтобы она была понята и принята теми, кто принимает решения;
-
выпускник программы должен иметь представление о том, что такое «социальные исследования», понимать, как этот инструмент используется для планирования практической деятельности;
-
не будучи социологом, юристом, экономистом или историком образования, выпускник программы должен ориентироваться в том, как социальные науки (дисциплины, сферы деятельности) преломляются в области управления образованием. Исходя из этого - какую работу можно заказать социологам при формировании образовательной политики (или при создании нового образовательного проекта, в начале любой инновации), какие экономические факторы нужно принять во внимание при планировании образовательного эксперимента в регионе и т.п.;
-
выпускник должен уметь самостоятельно реализовывать свои идеи и результаты своих теоретических построений, т.е. уметь планировать, облекать идеи в форму образовательного проекта, владеть навыками SWOT-анализа, знать теорию принятия решений, теорию и практику управления изменениями и проектного менеджмента.
Специалисты, освоившие данную программу, будут профессионально подготовлены к работе в качестве руководителей:
-
государственных и негосударственных образовательных учреждений (в том числе международных);
-
подразделений органов управления образования субъектов РФ, муниципалитетов, районов;
а также смогут выступать в качестве:
-
разработчиков, экспертов, менеджеров комплексных социально-образовательных проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных);
-
аналитиков, советников и т.д.
3. Прием на магистерскую программу
Способы поступления на Программу определяются российским законодательством, а также Правилами приема в магистратуру НИУ ВШЭ и Дополнениями в Правила приема на магистерскую программу «Управление образованием».
Вступительные испытания проходят в форме конкурса портфолио.
Прием на Программу осуществляется на места, финансируемые из средств федерального бюджета и места с возмещением стоимости обучения.
4. Общая характеристика учебного плана
Магистерская программа «Управление образованием» формируется из адаптационных и обязательных дисциплин, курсов по выбору студента, научно-исследовательской работы и факультатива.
Программа предполагает обучение в течение 2,5 лет. В течение этого периода учебная деятельность включает в себя следующие элементы:
-
освоение учебных курсов, самостоятельная работа, зачетные мероприятия,
-
научно-исследовательская практика и работа над магистерской диссертацией.
Учебным графиком предусмотрены регулярные контакты между слушателями и преподавателями Программы в промежутках между учебными модулями.
Учебный план Программы сформирован в соответствии с современными требованиями к подготовке управленцев в области образованием, с учетом потенциальных запросов участников Программы, а также зарубежного опыта подготовки такого рода специалистов. В учебный план Программы также включены валидированные курсы программы Манчестерского университета.
Для магистрантов будут читаться обязательные курсы, которые являются ядром программы. Данная часть курсов покрывает все необходимые области знаний и умений, без которых невозможно обойтись специалисту в области управления образованием:
-
Управление образовательными системами,
-
Практика анализа образовательной политики,
-
Межличностные коммуникации в образовании,
-
Управление социальными изменениями,
-
Экономика и финансирование системы образования,
-
Сравнительный анализ образовательных реформ.
Учебная программа строится так, что каждый из ее участников сможет учиться по индивидуальному учебному плану. Это, однако, предполагает необходимость изучения всеми участниками обязательных учебных курсов, а также определенного числа курсов по выбору:
-
Менеджмент в социальной сфере, социальное проектирование,
-
Образование как ресурс социально-экономического развития,
-
Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании,
-
Современные вопросы в сфере образовательного права,
-
Средства массовой информации в образовании,
-
Использование ИКТ и управление ими в общем и профессиональном образовании,
-
Теория измерений в образовании,
-
Интерпретация данных (результатов) образовательного тестирования.
В учебном плане предусмотрены также адаптационные дисциплины:
-
Методы исследования в социальной сфере,
-
Современные образовательные теории,
-
Основные принципы современного менеджмента.
В рамках Программы предполагается научно-исследовательская практика «Оценка качества образовательных систем», которая проводится в форме выездной сессии в регионы России для знакомства с опытом субъекта РФ по реализации образовательной реформы, изучения на практике тех теоретических положений, которые закладываются преподавателями на занятиях по Программе.
Также слушатели будут участвовать в работе научного семинара.
Основными формами обучения в Программе являются:
-
обзорные, постановочные, научно-исследовательские лекции, на которых рассматриваются основные теоретические и практические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших проблем и возможных вариантов их исследования;
-
семинарские научно-исследовательские занятия, на которых, как правило, обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации, дискуссии, обсуждаются индивидуальные исследовательские проекты;
-
исследовательские индивидуальные и групповые проекты, нацеленные на научную и практическую разработку наиболее острых проблем в области управления образованием;
-
методологические семинары, как форма обсуждения научных концепций, гипотез и отстаиваемых исследовательских методов;
-
самостоятельная работа студентов по изучению и освоению теоретического и практического учебного материала (работа с литературой и документами, подготовка письменных работ), экспертиза документов и материалов, имеющих отношение к управлению образованием;
-
консультации преподавателей и специалистов (узкой специализации) для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического материала;
-
участие в научно-практической конференции, в орг-деятельностной игре, в научно-методическом семинаре.
В промежутках между сессиями слушатели самостоятельно осваивают часть учебной программы на основе специально подготовленных учебно-методических комплектов, а также работают в дистанционном режиме с преподавателями Программы (представляют письменные работы, дискутируют и получают консультации по электронной почте, через электронную программу дистанционного обучения, в ходе теле- и видеоконференций).
Формы контроля
Итоговый и промежуточный контроль знаний слушателей планируется в форме устных и (или) письменных экзаменов и зачетов. В качестве текущего контроля полученных знаний слушатели обязаны делать доклады теоретического и прикладного характера, готовить эссе и т.п.
Государственные аттестационные испытания заключаются в защите магистерской диссертации. По итогам защиты диссертации Государственная Аттестационная Комиссия (ГАК) выставляет итоговую оценку, принимая во внимание самостоятельность и новизну исследования, качество проведенной исследовательской работы, а также собственно защиту магистранта.