Магистерская программа «Прикладная культурология» разработана в соответствии с «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Направление 033000.68 «Культурология» (магистерская программа 520110 — «Прикладная культурология»).
Подготовка в магистратуре в рамках комплекса специальных дисциплин и курсов по выбору осуществляется по предусмотренному государственным образовательным стандартом профилю по культурологии «культурное консультирование, менеджмент культуры и проектная деятельность в сфере культуры» с особым акцентом на такие актуальные области как культурные индустрии и креативная экономика. Особое внимание уделяется в программе подготовке магистров прикладной ориентации — осмыслению возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладению практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность, включая реализацию научно-исследовательских проектов). Присваиваемая академическая степень: «Магистр культурологии».
Основная цель магистерской программы – обеспечить овладение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры магистрантами, планирующими связать свою карьеру с предпринимательской деятельностью, государственной или муниципальной службой. Приобретённые компетенции позволят выпускникам в проектном режиме, с помощью вышеуказанных технологий, решать задачи регионального, социального и культурного развития.
Задача программы - подготовка выпускников двух типов: магистра-практика и магистра-исследователя. Обе составляющие предполагают подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере.
Обучение по программе 520110 «Прикладная культурология» позволяет соединить экономические, менеджериальные и культурные практики, дает возможность системного и универсального подхода к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая.
Программа ориентирована на подготовку выпускников, способных:
-
применять знание теории и практики для экспертного и организационного участия в деятельности различных организаций культуры, российских и зарубежных организаций, чья деятельность связана с современным рынком художественных ценностей;
-
разрабатывать, организовывать и проводить различные по сложности и содержанию, количественные и качественные экспертные исследования с использованием разных методов и источников информации; организовывать и проводить мозговые штурмы и ситуационные анализы;
-
пользоваться современными компьютерными технологиями поиска и анализа информации, работать с внутрироссийскими и зарубежными электронными базами данных;
-
разрабатывать краткосрочные и долгосрочные маркетинговые прогнозы, оценивать экономические риски тех или иных стратегий и акций;
-
готовить качественные аналитические и иные документы.
Предметные области программы
Предлагаемая магистерская программа ориентирована на фундаментальную подготовку выпускников в следующих предметных областях:
-
менеджмент в сфере культуры,
-
культурология и эстетика,
-
история и современное состояние предметных областей культуры,
-
теории медиа, философия искусства, теории архитектуры, музыки и др.
Основными формами обучения в магистерской программе являются:
-
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших исследований в сфере культурных индустрий;
-
мастер-классы по прикладным аспектам управления культурными институциями;
-
семинарские занятия, на которых обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации домашних заданий, а также работ по индивидуальным и групповым проектам (как исследовательским, так и прикладным);
-
подготовка самостоятельных работ письменных научно-исследовательских работ:
-
практические занятия «в поле», вырабатывающие базовые навыки и умения;
-
домашние задания, организующие самостоятельную работу по проработке и углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала;
-
консультации преподавателей и специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала.
Среди научно-исследовательских семинаров, проводимых непосредственно в рамках программы, можно назвать следующие:
-
Искусство как объект инвестирования,
-
Взаимосвязь ценности и цены в индустриях культуры сквозь призму социологического подхода,
-
Взаимодействие экономической теории и эстетики в развитии рынка современного искусства и т.д.
Основные и специальные дисциплины, читаемые в рамках магистерской программы, являются логическим продолжением и углублением знаний в области культурологии, полученных в бакалавриате, и представляют собой второй уровень двухуровневой системы обучения.
Для магистрантов будут читаться следующие основные курсы:
-
Современные проблемы культурологии
-
История и методы исследования культуры
-
Менеджмент культуры и реализация культурных проектов и т.д.
Дисциплины специализаций:
-
Государственная политика в сфере культуры
-
Специальные методы менеджмента в организациях культуры. Маркетинг
-
Специальные методы менеджмента в организациях культуры. Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование
-
Специальные методы менеджмента в организациях культуры. Управление социокультурными проектами и др.
Функцию адаптивных курсов, предназначенных для людей, не получивших специальной культурологической подготовки, выполняет ряд предметных спецкурсов, а также курсы «Современные проблемы культурологии», «История и методология культурологии».
Объекты профессиональной деятельности выпускников магистратуры
Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:
-
Министерство культуры Российской Федерации
-
Министерство регионального развития Российской Федерации
-
культурологические, философские и социологические факультеты вузов
-
исследовательские и академические институты
-
организации некоммерческого сектора
-
музеи, галереи, театры, издательства, интернет-порталы, клубы, книжные магазины и т.д.
-
аукционные дома (российские и зарубежные)
-
аналитические и консалтинговые центры
-
инвестиционные фонды, благотворительные фонды, арт-фонды
-
средства массовой информации и издательские дома
-
РR-агентства.
Соответствие должностям в вышеуказанных структурах предполагает владение набором компетенций (менеджериальной, маркетинговой, креативной, исследовательской и т.д.), в комплексе образующих главную, «стержневую» проектную компетенцию. Приобретенная в рамках обучения по данной магистерской программе «проектная компетентность» позволит ее выпускнику выбирать сферу профессиональных занятий в самом широком диапазоне от менеджмента классических организаций до креативных индустрий, от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития.
Количество мест в 2015 году:
-
15 бюджетных мест
-
5 платных мест
Вступительные испытания в 2015 году:
-
Теория и история культуры (устно).
-
Иностранный язык (английский, немецкий, французский) / квалификационный экзамен – тестирование + аудирование.