Изучение курса разделено на три части:
-
Часть 1 - посвящена основам алгоритмизации и программирования на языке C ("Си"). Разработанный для создания операционной системы UNIX, язык C активно используется и по сей день. Именно эта часть курса позволяет понять, что такое программирование и готовы ли Вы заниматься этим увлекательным делом более серьезно.
-
Часть 2 - посвящена языку C++ ("Си++") и объектно-ориентированному подходу к программированию (ООП). Именно такой подход к написанию программ используется сегодня чаще всего, в том числе и в других языках программирования.
-
Часть 3 - посвящена основам самой популярной среды разработки программ для Windows - Borland C++ Builder, призванной облегчить работу программиста и сделать ее более комфортной и продуктивной.
Предварительные требования: Уверенный пользователь ПК.
Программа курса "Программирование в среде Borland C++ Builder"
Часть I. Основы программирования на языке С
Тема 1
Этапы создания программы. Структура и конструкция программы. Базовые элементы. Комментарии. Идентификаторы. Служебные слова. Константы. Структура программы. Представление целых, вещественных и символьных данных в базовом языке. Инициализация данных.
Тема 2
Регулярные типы (массивы) и комбинированные типы (структуры). Массивы. Инициализация массивов и ее особенности. Расположение массивов в памяти. Структуры. Объявления структур и определение структурированных данных. Указатели. Определение и применение указателей. Связь указателей с массивами и структурами. Операции над указателями: адресация и разадресация. Инициализация указателей. Адресация и разадресация над массивами. Арифметические операции над указателями. Сравнение указателей. Указатели на структуры. Массивы указателей. Замена типов указателей. Перечислимые типы данных.
Тема 3
Работа с файлами. Открытие и закрытие файлов, связь с файловой подсистемой операционной системы. Текстовые и двоичные файлы. Создание интерфейса консольной программы.
Тема 4
Классификация и приоритеты операций. Операции ссылки. Ссылка на элемент массива. Функции индексации для одномерного и двумерного массивов. Ссылка на элемент структуры. Унарные операции. Унарный минус. Логическое отрицание. Увеличение и уменьшение. Преобразование типа. Бинарные операции. Арифметические операции. Преобразование операндов арифметических выражений к старшему типу. Операции отношений. Логические операции. Тернарная операция. оператор (выражение) присваивания. Операция запятая.
Тема 5
Основы методологии структурного программирования. Конструкции структурного программирования: следование, ветвление и повторение. Блок операторов. Операторы ветвлений: условный и переключатель. Операторы циклов while, do-while и for. Операторы break и continue. Области применения циклических операторов. Оператор goto и метки операторов.
Тема 6
Основы методологии модульного программирования. Нисходящее программирование. Иерархическая декомпозиция. Требования к модулям. Функция как реализация модуля в базовом языке. Аргументы и параметры, передача аргументов по значению и по ссылке. Возвращаемое значение функций. Область действия и время жизни данных. Использование этих средств для обмена данными с функциями вместо аргументов и параметров. Функции с неопределённым количеством параметров.
Тема 7
Препроцессор как инструмент проектирования. Особенности препроцессора в базовом языке. Директивы препроцессора. Подстановка имен. Включение файлов. Условная компиляция. Динамическое размещение данных и освобождение занятой ими памяти. Операции размещения и освобождения памяти. Списки и их классификация. Однонаправленные линейные списки и операции с ними. Бинарное дерево.
Часть II. Объектно-ориентированное программирование на языке С++
Тема 1
Основные понятия ООП. Инкапсуляция, полиморфизм, наследование и средства их реализации. Классы. Определение класса. Сокрытие информации. Встраиваемые член-функции. Неявный указатель this.
Тема 2
Конструкторы и деструкторы. Специальный вид функции класса: конструкторы и деструкторы. Построение объектов данных в динамической памяти. Массив объектов класса. Смеси. Дружественные функции. Перегрузка функций. Вызов функции при перегрузке. Перегрузка функций с несколькими аргументами и с аргументами по умолчанию.
Тема 3
Функции-операции. Правила перегрузки операций. Ссылки и перегрузка операций. Присвоение и инициализация. Индексирование. Операция выбора элемента. Перегрузка операций new и delete. Ввод-вывод встроенных типов и форматированный вывод. Манипуляторы. Состояние потока. Ввод-вывод пользовательских типов. Ввод-вывод файлов.
Тема 4
Порождение классов. Базовый и порожденные классы. Доступ к членам порожденного класса. Инициализация объекта порожденного класса. Порождение из нескольких базовых классов. Визуальные базовые классы и виртуальные функции. Шаблоны функций и классов.
Часть III. Среда разработки Borland C++ Builder
Тема 1
Интерфейс пользователя Borland C++ Builder.
Тема 2
Диалоговые окна и элементы управления. Списки, переключатели, кнопки, индикатор, регулятор, меню, компоненты Edit и Memo, календарь, таймер. Построение графиков и диаграмм.
Тема 3
Работа с клавиатурой и мышью. Создание меню и панелей инструментов.
Тема 4
Графические возможности. Работа с файлами.