Методическая концепция курса.
Формирование и развитие профессиональных и управленческих навыков, повышение эффективности работы достигается благодаря проведению большого количества практических занятий, заданий. Тренингов с анализом опыта работы участников программы, преподавателей, топ-менеджеров ведущих российских компаний. Результатом обучения является высокая компетентность и способность управлять компаниями с учетом современных особенностей российского бизнеса.
СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ. ПОСТАНОВКА РЕГУЛЯРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
-
Построение системы управления компанией. Компания как субъект рынка. Функциональные области бизнеса. Компании и их взаимосвязь с окружающей средой.
-
Организационно-функциональная модель компании. Положение о компании. Стратегическая концепция. Организационная структура. Положение о подразделениях и должностных обязанностях персонала. Описание рабочих мест (Job dеscriptions). Регламент деятельности: права, полномочия, ответственность.
-
Описание бизнес-направлений компании. Стратегические бизнес-единицы. Ключевые компетенции компании. Корпоративная стратегия.
-
Процессная организация деятельности компании. Разработка технологии бизнес-процессов. Создание стратегических бизнес-единиц. Повышение эффективности бизнес-процессов и конкурентоспособности компании. Состав типовых бизнес-процессов. Процессы стратегического уровня управления. Технологии описания и оценки бизнес-процессов. Оптимизация структуры управления с учетом моделей бизнес-процессов.
-
Технология регламентации деятельности компании. Потребности и условия регламентации деятельности компании. Последовательность и методы регламентации. Требования к регламентирующим документам компании.
-
Управление корпорацией. Стоимостная модель компании. Достижение высоких финансовых результатов. Увеличение рыночной стоимости компании.
-
IT-технологии в деятельности компаний.
Кейсы:
-
Проектирование деятельности компании Энн Трейдинг.
-
Описание бизнес-процессов компании на базовом уровне.
-
Разработка должностной инструкции.
1. СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
Тенденции в развитии бизнеса. Современные особенности российского бизнеса. Макроэкономический анализ. Бизнес-среда, правовая среда, социальные и этические проблемы бизнеса. Влияние государства на деятельность компаний: главные инструменты политического и экономического регулирования. Приспосабливаемость компаний к ведению бизнеса в России. Профессиональная оценка российских топ-менеджеров ведущих российских компаний: ключевые компетенции, репутация, личные качества. Системный подход к управлению компанией. Особенности функциональной области бизнеса в России: производства, маркетинга, управления человеческими ресурсами, логистики.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТАНДАРТАМ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Компания как субъект рынка. Движение материальных и финансовых ресурсов. Окружающая среда. Взаимодействие с поставщиками, конкурентами, потребителями. Функциональные области бизнеса. Компоненты менеджмента. Организационно-функциональная и стоимостная модели компании. Принцип достижения требуемых финансовых результатов. Оценка эффективности работы компании: управленческая, финансовая, корпоративная, коммерческая, инновационная эффективность. Специальные навыки, ключевые компетенции топ-менеджеров. Личные качества.
Структура отраслевого рынка. Движущие силы рынка. Анализ тенденций рынка и прогнозирование его изменений. Управление рыночной ситуацией. Разработка технологии бизнес-процессов. Создание стратегических бизнес-единиц. Повышение эффективности бизнес-процессов и конкурентноспособности компании.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ.
1. РЫНОЧНАЯ СРЕДА И РЫНОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Современные концепции развития бизнеса. Структура отраслевого рынка. Движущие силы рынка. Анализ тенденций рынка и прогнозирование его изменений. Управление рыночной ситуацией.Возможности роста компании путем использования маркетинговых подходов. Анализ путей увеличения продаж. Оценка конкурентных преимуществ компании. Выявление ключевых факторов успеха. Положение о маркетинговых структурах компании. Критерии оценок эффективности их работы.
2. ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
Отраслевой и конкурентный анализ. Оценка стратегической ситуации компании и определение альтернатив ее стратегических действий. Структура отраслевого и конкурентного анализа. Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик и их стратегическое значение. Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли. Определение ключевых факторов конкурентного успеха.
Практическая работа 1: Обобщающая форма отраслевого и конкурентного анализа. Как наилучшим образом получить существенные конкурентные преимущества. Заключение о комплексной привлекательности отрасли и разработка программы действий.
3. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ
Выявление факторов макро и микросреды компании, определяющих ее стратегические возможности. Методы конкурентного анализа. Идентификация конкурентных сил. Факторы давления конкурентных сил на компанию.
Практическое занятие 2: Процедура конструирования карты стратегической группировки компаний.
Практическое занятие 3: Взвешенная оценка стратегической силы компании относительно соперников.
4. БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
Стратегия лидерства в издержках. Стратегия дифференциации. Концентрация на главных точках и стратегия ниш. Риски связанные с каждой из стратегий. Процесс выбора стратегии.
5. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА КОМПАНИИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЫНКА
Выбор стратегии роста. Стратегический стоимостной анализ.
Кейс: Ранжирование и оценка параметров управления компании для выявления перспективных направлений развития.
6 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН КОМПАНИИ
Реализация, контроль, корректировка.
7. ПРОНИКНОВЕНИЕ КОМПАНИИ НА РЫНОК
Доступ к рынку. Барьеры для доступа. Анализ и оценка рынка. Портфельный анализ бизнес-единиц. Планирование новых товаров. Ценообразование при проникновении на рынок.
8. ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ
Основные возможности и риски компании. Задачи, решаемые компанией и рекомендуемые для этого действия: увеличение прибыли, оборота, доли рынка, удержание сильных позиций, формирование рынка «под себя». Развитие рынка.
Практическая работа 4: Разработка плана действий компании для решения поставленных задач.
9. ТАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
1. Модель поведения потребителей на рынке. Выбор конкурентного положения компании на рынке. Подходы к сегментированию рынка и позиционированию товара. Современные модели и технологии разработки маркетинга-микс.
2. Формирование ценовой политики. Российская система ценообразования. Расчет цен на продукцию. Конкурентные стратегии в ценовой политике.
3. Методы эффективного управления марочной политикой. Создание торговых марок. Оценка экономического эффекта. Принципы возможности развития и успешного брендинга. Репозицинирование и повышение эффективности торговой марки. Определение стоимости торговой марки.
4. Методы проведения маркетинговых исследований. Типы и системы маркетинговых исследований. Анализ информации. Прогнозирование сбыта.
Практическая работа 5: Расчет емкости рынка.
5. Формирование стратегии коммуникации. Стратегия проведения рекламных компаний и PR-мероприятий. Определение эффективных процессов коммуникаций. Система стимулирования.
6. Стратегия выбора каналов сбыта. Разработка стратегии развития современных каналов сбыта. Оценка структуры и эффективность каналов. Роль посредников. Расширение клиентской базы. Стратегическое планирование развития департамента продаж. Разработка и внедрение программ по стимулированию сбыта.
7. Анализ выполнения плана по продажам. Планирование численности персонала. Подбор и обучение персонала. Политика продаж. Разработка стратегии выхода компании на новые рынки сбыта. Определение приоритетных каналов сбыта. Внедрение стратегии развития сети региональных филиалов.
8. Технология и психология успешных продаж. Проработка структуры и закономерности процесса продаж. Освоение приемов и техники эффективного взаимодействия с партнерами и клиентами.
Тренинг: Технология и психология успешных продаж. Закрепление навыков ведения переговоров.
Заключительная практическая работа по всему разделу: Оценка и прогноз конкуренции на розничном рынке России.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1. Стратегическая характеристика предприятия: оценка привлекательности рынка, анализ конкурентных сил в отрасли. Базовые стратегии конкуренции. Стратегический потенциал и экономическая мобильность фирмы.
Кейсы:
-
Построение конкурентной карты рынка. Определение рыночной доли конкурентов.
-
Диагностика стратегической позиции и определение рейтинга фирмы на рынке.
-
Ситуационное проектирование стратегии конкуренции для фирм с различной степенью доминирования на рынке.
-
Построение профиля и конкурентных преимуществ фирмы.
2. Процедура формирования стратегии компании. Система стратегий компании. Критерии приоритетности стратегий (техническое и организационное обоснование). Инструменты оценки стратегических альтернатив с учетом рыночных критериев. Эталонные стратегии развития бизнеса. Функциональные стратегии. Механизм реализации стратегии (методические, организационные, технические аспекты).
Кейсы:
-
Построение сценариев развития фирмы с учетом риска.
-
Построение матрицы Томпсона и Стрикланда (квадрантов стратегий).
3. Стратегический план фирмы: методология разработки, структура и алгоритм реализации. Целевая пирамида фирмы. Структуризация проблем развития фирмы. Технология разработки стратегических проектов: оценка эффективности стратегии (экономические нормали, нормативные ряды, «золотое правило экономики»).
Кейсы:
-
Построение «дерева целей», «дерева задач», «дерева решений».
-
Оценка стратегических проектов. Построение экономических нормалей, нормативных рядов, оценка динамичности фирмы.
4. Управление ассортиментом продукции с позиции рынка. Портрет бизнеса предприятия. Портфельное позиционирование. Матрица привлекательности товара. Оптимизация структуры выпуска продукции. Методика анализа безубыточности для групп продуктов. Операционный левередж. Предпринимательский риск.
Кейсы:
-
Оптимизация производственной программы при различной степени загрузки производственной мощности.
-
Определение запаса финансовой прочности, порога рентабельности, суммы покрытия, коэффициента вклада на покрытие с учетом ограничивающих факторов.
-
Количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации.
-
Расчет критического уровня производства (минимальной величины заказа, выручки, цены, уровня постоянных и переменных расходов).
5. Стратегия трансформационных процессов: создание, реорганизация и ликвидация бизнеса. Жизненные циклы бизнеса. Факторы влияющие на их выбор: организационные, технические, экономические и социальные. Разработка оптимальной стратегии и масштабов реструктуризации. Хозяйственное позиционирование. Теория и практика оценки бизнеса. Стандарты оценки бизнеса: рыночная, инвестиционная, внутренняя, приватизационная и ликвидационная стоимость фирмы. Подходы к оценке бизнеса: доходный, рыночный и затратный.
Кейсы:
-
Определение оптимальных границ и параметров организационно-технологической, управленческой, предметной и территориальной реструктуризации фирмы.
-
Определение стоимости фирмы следующими методами:
- дисконтирование денежных потоков;
- капитализация прибыли;
- избыточного дохода;
- рынка капитала.
6. Стратегия антикризисного управления. Экономическая формула кризиса. Определение параметров «кризисного поля» фирмы. Оценка антикризисной устойчивости фирмы. Диагностика несостоятельности (банкротства) фирмы. Стабилизационная программа фирмы: сглаживание кризиса. Механизмы финансовой стабилизации: устранение неплатежеспособности, обеспечение финансового равновесия и устойчивого экономического роста.
Кейсы:
-
Определение антикризисной устойчивости фирмы (отечественная и зарубежная методика).
-
Рейтинговая экспресс-оценка финансового состояния фирмы.
-
Управление самоокупаемостью производства (отечественная и зарубежная методика).
-
Прогнозирование восстановления (утраты) платежеспособности фирмы.
7. Стратегия развития бизнеса.
-
Определение стратегического положения компании в отрасли и на рынке.
-
Анализ возможностей роста компании. Формирование вектора желаемых изменений, стратегических целей.
-
Разработка финансовой стратегии роста эффективности и роста дохода.
-
Применение системы сбалансированных показателей для выделения стратегических направлений в финансовой составляющей: снижение издержек, новых источников дохода и др.
-
Бизнес-планирование. Бизнес-план как инструмент стратегического развития компании. Структура и последовательность разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Программные средства разработки бизнес-плана.
Практическая работа: экспертиза бизнес-плана в банке.
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
1. Формирование стратегии управления персоналом. Кадровая политика в системе организационного проектирования. Служба управления персоналом: цель, функции, статус, количественный и качественный состав.
2. Технология подбора персонала руководителями. Цели подбор в рамках общей стратегии компании. Методы отбора: анализ документов, собеседование, тестирование. Оценка руководителем профессиональных и управленческих качеств, навыков личной эффективности соискателя при приеме на работу.
Деловая игра: Оценка соискателя при приеме на работу.
3. Методы мотивации персонала, их практическое применение. Эффективность мотивации. Закономерности и особенности трудовой мотивации персонала. Анализ опыта российских и зарубежных компаний. Условия эффективного применения позитивных и негативных стимулов. Управление персоналом с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.
Практическая работа: Разработка системы поощрений и наказаний.
Ролевая игра: Анализ методики эффективного взаимодействия подчиненных и руководителей.
4. Анализ возникновения и разрешения конфликтов в организации. Возможные источники и симптомы возникновения конфликтов. Поведение руководителя в конфликтных ситуациях. Особенности протекания конфликтов.
Практическая работа: Составление методики профилактики и разрешения конфликтов для улучшения атмосферы в коллективе.