Тема 1. Необходимость процессного подхода
Обсуждение необходимости процессного подхода на примере анализа процесса продаж. Какую часть деятельности целесообразно представлять в виде процесса? Возможна ли практическая польза от регламентации процессов? Определение процесса. Модели совершенства организации. «Культура героев». Проблемы, связанные с определением границ процессов. Зоны безответственности, барьеры, дублирование ответственности. Функциональные колодцы. Что мешает эффективному внедрению процессного подхода в российских компаниях? Отсутствие адекватных целей и показателей для управления процессами. Вовлеченность руководителей и специалистов. Лидерство. Корпоративная культура. Роль автоматизации процессов. Цели внедрения процессного управления. Принципы внедрения процессного управления.
Практическое занятие № 1. Определение принципов и целей внедрения процессного подхода к управлению в компании
Кейс. Необходимо разработать Концепцию внедрения процессного подхода в компании, которая включает видение, принципы и цели использования процессного подхода. Разработать стратегическую карту внедрения процессного подхода в компании.
Работа в группах. Доклады групп. Обсуждение.
Тема 2. Построение архитектуры бизнес-процессов: методика и примеры
Цели построения архитектуры (системы процессов) компании. Методический подход APQC: плюсы и минусы. Методика построения системы процессов компании. Структурный подход. Определение сквозных бизнес-процессов. Примеры систем процессов различных компаний. Создание справочника процессов в среде моделирования (на пример Business Studio 4.0 и iGrafx 2013). Владельцы процессов. Различные подходы к организации организации управления сквозными процессами.
Тема 3. Моделирование бизнес-процессов: нотации, инструменты и организация работ
Описание процессов на операционном уровне. Методика организации и проведения Моделирующих сессий. Вовлечение руководителей и специалистов в деятельность по описанию процессов. Модели класса Work Flow. Принципы построения моделей Work Flow. Обзор нотаций: «простая» блок-схема в MS Visio, ARIS EPC, «Процедура» Business Studio, BPMN 2.0. Особенности формирования кроссфункциональных схем бизнес-процессов (CFFC). Использование среды моделирования (Business Studio 4.0, iGrafx 2013) для описания бизнес-процессов. Разработка Стандарта описания бизнес-процессов для использования в компании. Структура стандарта. Разработка регламента внесения изменений в репозиторий бизнес-процессов. Структура регламента. Программа обучения и аттестации бизнес-аналитиков по описанию и регламентации бизнес-процессов.
Тема 4. Система стандартизации бизнес-процессов: разработка и внедрение регламентов
Определение системы стандартизации бизнес-процессов компании. Структура системы. Для чего нужна регламентация бизнес-процессов. Оценка культуры регламентации современных российских компаний: ключевые проблемы. Анализ целесообразности и эффективности регламентации процессов. Структура нормативно-методической документации компании. Формы регламентов, положений, инструкций. Примеры регламентирующих документов. Процедура управления внутренней нормативно-методической документацией. Инвентаризация базы НМД компании: оценка актуальности и практической полезности НМД. Методы контроля исполнения регламентов по бизнес-процессам. Внутренний аудит исполнения требований регламентов. Планирование и контроль выполнения корректирующих и предупреждающих действий. Автоматизация формирования регламентов при помощи Business Studio 4.0.
Практическое занятие № 2. Дискуссия по теме «Регламентация процессов: «За» и «Против»?
Работа в группах. Группа № 1 обосновывает необходимость построения системы регламентации и «плюсы» от регламентации. Группа № 2 анализирует «минусы» от регламентации. Доклады групп. Общее обсуждение.
Тема 5. Организация управления бизнес-процессами
Объекты управления: процесс, продукт/услуга, ресурсы, структурные подразделения. Структурирование процессов управление. Использование временных контуров для структурирования процессов управления. Пример процессов управления. Процессы управления в системе процессов компании. Регламентация процессов управления. Примеры регламентов процессов управления. Разработка показателей (метрик) для управления процессом. Результативность и эффективность процесса. Примеры показателей результативности и эффективности. Идентификация показателей. Мониторинг процесса. Выявление отклонений. Анализ причин отклонения от нормального хода процесса. Выполнение корректирующих действий. Совершенствование бизнес-процессов. Цикл PDCA в современной компании.
Тема 6. Проект внедрения процессного управления в компании: как повысить эффективность
Состав этапов проекта внедрения процессного подхода к управлению. Требования к ресурсам. Роль первого лица компании. Показатели для оценки изменения системы управления при внедрении процессного подхода. Задачи и ответственность руководителя проекта. Задачи и ответственность Главного методолога проекта. Вовлечение руководителей подразделений. Разработка карточек (паспортов) для процессов верхнего и среднего уровня. Подходы к выбору ключевых процессов для оптимизации (анализ ЦСЦ, ТОС и проч.). Методический подход к оптимизации процессов. Коммуникации по проекту. Использование внутреннего web-портала для представления информации по бизнес-процессам. Развитие отдела организационного развития. Обучение и аттестация персонала. Мотивация руководителей подразделений на выполнение задач проекта. Риски проекта.