Структура курса – 4 семинара по 5 дней (втечение года).
Форма проведения занятий – семинар-тренинг.
Документы – по результатам занятий участникам выдается Свидетельство о повышении квалификации Международного института психологии и управления.
Ведущие:
Коваленко Наталья Петровна - известный психолог, ученый - доктор психологических наук, профессор, президент Российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины и Международной Академии Семьи, ведущий специалист в области семейной психологии, консультирования и семейной психотерапии. Автор уникальных методик в области Ресурсной арт-терапии, Голосотерапии, Ресурсных (семейных ) расстановок и др. Автор популярных книг: "Психология успеха", "В добрый путь к успешным родам!", "Психологический практикум" и др. Практический опыт консультирования по решению кризисных ситуаций в сфере материнства, взаимоотношений в семье, личностных проблем 20 лет.
Хачатурян Сергей Джаванширович – кандидат психологических наук, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, Ассоциации перинатальной психологии и медицины, тренер Российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи. Преподаватель Международного института психологии и управления (СПБ), Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), сотрудник Московского центра консультирования и дополнительного образования «Ресурс». Специализация: кризисная интервенция, гештальттерапия, системная психотерапия, НЛП, ресурсная психотерапия.
Задачи курса:
-
Создать поддерживающую среду группы, способствующую проработке личных проблем участников.
-
Познакомить участников с основными направлениями психологической практики в области индивидуального (семейные концепции) и семейного консультирования.
-
Формировать навыки помогающего поведения консультанта-психолога.
-
Формировать представление о процессе консультирования в рамках авторского видения контракта с клиентом и уровней мотивации (энергии).
-
Способствовать появлению уверенности в себе как в консультанте, способствовать усилению мотивации на вступление в консультативный процесс, началу помогающей деятельности.
-
Стимулировать активность участников в проявлении полученных знаний и умений за пределами группы в процессе работы.
В результате освоения материала мастер-класса обучаемые должны:
знать
-
Основные подходы к определению понятий «психологическая помощь»,
-
Теория системной психотерапии,
-
Типы и структура контракта с клиентом,
-
Этические стандарты психолога-консультанта,
-
Требования к подготовке психолога-консультанта,
-
Основы системной семейной психотерапии.
уметь
-
Устанавливать рабочие (в рамках консультационного процесса) отношения с клиентами, обратившимися за помощью.
-
Осуществлять диагностику внутреннего энергетического процесса клиента.
-
Работать с эмоциональными состояниями клиента.
-
Обеспечивать контракт техническими приемами и приемами самоанализа.
-
Оценивать эффективность работы с клиентом.
По итогам работы предусматривается экзамен, который организуется как деятельность, в которой участник мастер-класса должен проявить необходимые для консультирования навыки.
1 модуль
«Семейная система. Основные концепции».
Ведущий: Хачатурян С.Д.
Знакомство участников группы. Целеполагание группы – определение группового «контракта». Определение правил работы группы.
Исторические корни системного подхода. Идеи второго энергетического уровня (потребности системы).Современная системная семейная психотерапия (Минухин С., Фишман Ч., Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Дж., Прата Дж., Пэпп П., Шерман Р. Фредман Н.). Базовые понятия - система, функции, границы системы, символизм системы. Выделяются особенности и основные технические приемы работы с семьей как системой (прояснение символизма семьи, отмена символического значения симптома, восстановление границ и другие).
Символизм реакций, убеждений, ценностей - основа системных концепций в психологии (Минухин, Сельвини и др.). Смена парадигмы отношения к человеку: от представления индивида как свободного и независимого в своих решениях (экзистенциональный и гуманистический подходы) к индивиду как части (подсистемы) системы отношений, где индивид выступает как функция системы. Индивидуально-системный символизм как объект психотерапии! Двойные послания (Г. Бейтсон).
Основные положения структурного подхода к семье и работе с ней. Теория систем. Границы систем(Минухин Сальвадор). Семейные структуры и границы, нарушения границ. Большие и нуклеарные семьи с точки зрения структуры. Баланс энергетики в системе. Вклады в системе семьи. Перевернутые иерархические структуры. Аутсайдеры.
Границы системы и подсистем, отношения симблингов, смена ролевых позиций в семейной системе, обродителенный ребенок.
Треугольники. Структура и типы треугольников. Компенсация, замещение и спасение в системе отношений.
Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей.
2 модуль
«Работа с семейной историей. Основные динамики семьи».
Ведущий: Хачатурян С.Д.
Техники работы с множественными объектами. Работа с семейной парой. Работа в структуре ребенок-родитель. Смена символизма отношений: принципы, приемы, направления.
Циклы в семейной истории, коммуникативные циклы Нарушения: патологические циклы коммуникации, замещения объектов. Эмоциональная жизнь семьи: нарушения.
Исторический аспект семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов).
Теория семейного программирования. Повторение семьями друг друга. Повтор паттернов отношений, повтор событий, ценностное и иное программирование в семье. Анализ родительской семьи как часть диагноза. Старшенство рождения детей. Идея комплементарности брака. Тест Геринга.
Внутренний ребенок. Отработка контакта с внутренним ребенком. Упражнения детская фотография, значимые взрослые, запреты и поощрения. Медитация «встреча с внутренним ребенком».
Функциональное значение семейной проблемы. Функциональный анализ. Формирование терапевтической гипотезы. Отработка гипотезы в режиме «бархатного катка в семейном консультировании». Техника двух терапевтов. Терапевт за зеркалом.
Арт-терапевтические методы в работе с семейной структурой. Использование механизма проекции. Упражнение по работе с игрушками. Упражнение на метафору «спирали семьи». Двойные и тройные расстановки игрушек в работе с семьей как метафора переговорного процесса в семье.
Использование рисунка как метод диагностики и коррекции семейных отношений.
Семейные фотографии.
«Танцы с семьей» - идея метафоры семейной структуры и истории. Обострение эмоциональных паттернов. Анализ потребностной сферы членов семьи.
3 модуль
«Системная феноменология Берта Хеллингера»
Ведущий: Хачатурян С.Д.
Третий энергетический уровень (потребности поля). Концепция Б. Хэлленгера. Основные понятия - родовое пространство, порядок родового пространства. Энергия символизма, который в системе потерян. Потребности поля - стремление к целостности. Неосознаваемая глубокая идентификация в поле как объект психотерапии.
Признаки идентификации третьего уровня.
Базисные понятия, три «основы» существования здоровой «нормальной» семьи: Привязанность; Баланс между «давать» и «брать»; Порядок.
Привязанность как первоначальная любовь родителей к своим детям. Восстановление, возобновление ранее существовавшей любви у всех членов рода клиента.
Баланс между «давать» и «брать».Благодарность детей родителям как компенсацией отсутствия баланса между «давать» и «брать».
Порядок. Следование по старшинству. Следование своей роли. Представленность всех членов семьи в «родовом пространстве. Соблюдение вышеперечисленных правил должно наблюдаться во всех предыдущих поколениях (у родителей и предков).
Структурная семейная психотерапия в контексте субличностных взаимоотношений (время и пространство). Идеи пространственного представления членов семьи. Старшинство, мужское и женское, баланс вкладов, эмоциональная близость по Хелленгеру.
Поиск и отработка идентификации в ходе расстановок.
4 модуль
«Ресурсные расстановки в работе с семьей»
Ведущий: Коваленко Наталья Петровна
В семинаре будут представлены основные принципы ресурсного подхода проф. Коваленко, приведены отличительные черты и основные методические механизмы, которые лежат в основе ресурсной психотерапии. Автор покажет формы работы в этом подходе: ресурсная арт-терапия, голосотерапия, ресурсные расстановки.
Будет представлен систематизированный опыт работы с разным контингентом (семья, дети, взрослые и тд.) в русле ресурсной психотерапии, даны практические упражнения и методические рекомендации к использованию метода.
Семинар предназначен для психологов и других специалистов помогающих профессий, которые работают в индивидуальном консультировании и ведении терапевтических групп. Ресурсный подход применим для семейного и управленческого консультирования так как позволяет исследовать состояние ресурсов в системе отношений любой группы. Основой для данного авторского метода явились: система инстинктов человека, которая разработана с применением трудов А.А.Ухтомского, и В.И.Гарбузова, а так же результаты исследования автора в области перинатальной психологии в части формирования психосоматических связей в системе(семейной, социальной и др.).
Будет показаны принципиальные отличия ресурсных расстановок от системных расстановок по Хеленгеру.
Методологические основы:
Семья как живая система. Принципы существования и регуляции живых систем. Психофизиология и рефлексы. Модель инстинктов как ресурсов. Инстинктивный профиль как ресурсный потенциал человека в семейной системе.
Межпоколенные связи и хронические заболевания в семье, наследственные болезни. Психосоматический блок и его связь с семейной системой. Теория о психофизиологической доминанте. Конструктивные деструктивные доминанты.
Тренинг по работе с психосоматическим блоком. Голосовой тренинг – работа с базовыми ресурсами. Тренинг ресурсной расстановки семейной системы, имеющей психосоматически оформленные блоки( кризисные состояния, заболевания, конфликты, разрыв отношений и т.д.).
Ресурсная психотерапия включена в реестр методов психотерапии в ОППЛ(Психотерапевтическая Лига) как новая модальность.
ОБРАТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВНИМАНИЕ! Количество участников ограничено в связи с требованиями к качеству обучения специалистов.
Предварительная запись обязательна!!!
Студентам очного дневного обучения скидка 500 рублей.
При оплате больше, чем за две недели до начала семинара, предоставляется скидка 10 % от стоимости.