Программа семинара
1. Базовые положения конкурентной разведки (КР)
· Определение конкурентной разведки.
· Объекты устремлений КР.
· Цели и задачи КР. Тактические и стратегические задачи КР.
· Причины возникновения КР в современных экономических условиях.
· Конкурентная разведка и промышленный шпионаж.
· Правовые основы КР. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
· Этические нормы ведения конкурентной разведки
2. Конкуренция и конкурентная разведка
· Понятие конкурентной среды.
· Виды конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция.
· Конкурентная разведка и бенчмаркинг.
· Конкуренция: Сотрудничество - Соперничество - Противоборство.
· Модель «пяти сил» конкурентной среды Майкла Портера.
· Российская специфика конкурентной борьбы
3. Разведывательный цикл
· Постановка задачи и планирование операции.
· Сбор информации.
· Анализ информации.
· Представление результатов лицу, принимающему решение.
· Хранение и распространение информации.
· Классификация информации.
· Оценка информации по достоверности, полноте, ценности, актуальности, толерантности и другим характеристикам.
· Метод «Кента»
4. Информационные источники конкурентной разведки
· Классификация информационных источников.
· Активные и пассивные методы сбора информации.
· Активные методы: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью.
· Использование методов «журналистского расследования» в конкурентной разведке.
· Получение информации о конкурентах на специализированных выставках, семинарах и конференциях.
· Мировой и отечественный рынки информационных услуг.
· Государственные информационные ресурсы.
· Научно-техническая и патентная информация.
· Рекламная информация.
· Правовая информация.
· Коммерческая информация
5. Конкурентная разведка в сети Интернет
· Мировые информационные ресурсы.
· Российские информационные агентства: Росбизнесконсалтинг, Integrum, Интерфакс, Прайм-ТАСС, Финмаркет, AK&M и др.
· Профессиональные базы данных (БД).
· Крупнейшие мировые провайдеры информационных услуг Lexis-Nexis, Dialog, D&B.
· Технология поиска информации о конкурентах в сети Интернет и профессиональных БД.
· Информационно-аналитические системы: Галактика-Zoom, Дипломат-1.
· Push- и Pull-технологии
6. Анализ информации в КР
· Аналитические методы обработки информации.
· Аналитики «старой школы» и аналитики «новой волны».
· Методика проверки делового партнера и конкурента.
· Учет влияния религиозных, этнических, культурологических факторов при анализе личности.
· Метод «SWOT».
· Метод «сети связей».
· Экспертные методы.
· Метод «мозгового штурма».
· Аналитическая обработка СМИ.
· Метод контент-анализа.
· Подготовка аналитических документов.
· Аналитическая справка.
· Аналитический отчет.
· Составление «профилей» предприятия и личности
7. Организация службы конкурентной разведки
· Цели и задачи службы КР.
· Место службы КР в системе экономической безопасности предприятия.
· Взаимодействие службы КР с другими структурными подразделениями предприятия.
· Внешние и внутренние информационные потоки на предприятии.
· Информационное поле руководителя.
· Подготовка перечня заданий по сбору информации.
· Легендирование деятельности службы КР.
· Требования к специалистам КР
8. Методы КР при решении задач противодействия “черному” PR
· Неэкономические методы конкурентной борьбы.
· Использование методов информационного противоборства в конкурентной борьбе.
· Слухи как средство создания положительного или отрицательного образа бизнеса.
· Манипулирование общественным мнением при решении задач конкурентной борьбы.
· «Черный» PR.
· Система мониторинга СМИ для выявления информационных атак конкурента.
· Информационно-аналитическое обеспечение задач противодействия «черному» PR
Участники семинара обеспечиваются:
• справочными и информационными материалами по проблематике конкурентной разведки;
• методическими материалами по разработке программы создания конкурентной разведки на предприятии;
• проектами функциональных обязанностей для специалистов конкурентной разведки;
• нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность Службы КР;
Программа семинара включает разбор ситуаций:
• проверка делового партнера;
• подготовка к ведению переговоров с отечественными и зарубежными партнерами;
• анализ конкурентной среды;
В ходе семинара будут предложены рекомендации по выбору информационно-аналитических услуг обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, будет проведен обзор рынка деловой информации и информационно-аналитических систем.