Общеметодолгические вопросы управления затратами
Стратегическая роль управления затратами в организации. Конкурентоспособность и управление затратами. Различные составляющие управления затратами. Особенности управления затратами в нестабильной среде. Методы анализа данных о ситуации на рынке, позволяющие оперативно корректировать стратегию управления затратами. Основные принципы действенной системы управления затратами. Подходы и рекомендации к осуществлению комплексных проектов по управлению затратами: обзор содержания, основные этапы и возможности.
Информационное обеспечение процесса управления затратами
Ключевые вопросы, определяющие полезные классификации затрат. Классификация затрат для целей расчета себестоимости, оценки запасов и определения величины полученной прибыли. Классификация затрат для целей принятия решений и планирования; для целей регулирования и контроля. Классификация затрат при релевантном подходе.
Полное распределение затрат и маржинальный метод
Калькулирование себестоимости продукта. Используемые методы расчета: определение и технология, преимущества и недостатки, сравнительный анализ и условия применимости. Использование концепции маржинальной прибыли для детализации финансового результата. Сегментный анализ затрат и финансовых результатов. Многоступенчантый анализ финансового результата и затрат.
Аналитические возможности маржинального метода
CVP – анализ. Анализ безубыточности. Использование коэффициента маржинальной прибыли для оценки экономической целесообразности управленческих решений. Определение целевых объемов продаж для получения необходимой величины прибыли. Максимизация рентабельности активов. Максимизация прибыли и рентабельности собственного капитала. Модели расчета себестоимости и цен, обеспечивающие прибыльную реализацию. Управленческие решения на основе анализа затрат.
Стратегическое управление затратами и ценообразование
Стратегическое управление затратами и ценообразование в условиях конкуренции и нестабильной среды. Конкурентная позиция компании и управление затратами. Цепочка создания ценности (Value Chain). Ценообразование как инструмент достижения бизнес-целей. Выбор стратегии в зависимости от приоритетов компании: ценообразование в условиях проникновения на рынок, развития рынка, сегментации рынка, разработки новых видов продукции или модификации уже существующих. Расчет затрат по видам деятельности (Activity Based Costing): технология метода, определение драйверов затрат, преимущества метода, распределение косвенных затрат. Расчет целевых затрат (Target Costing). Расчет затрат жизненного цикла продукта (Product Lifetime Costing).
Подходы к снижению затрат
Понятие носителя затрат. Категории носителей затрат и управлении ими. Подходы к анализу возможных направлений снижения затрат и методы их реализации. Методология составления диагностических таблиц и анкет. Основные пути экономии на издержках: оптимизация закупок и запасов, управление задолженностью, аутсорсинг и пр. Сравнительный анализ применимости и эффективности различных вариантов с учетом специфики и структуры компании.
Структура управления затратами в организации
Управление затратами по центрам ответственности. Системы управленческого контроля и бюджетирования и управление затратами. Структура системы бюджетирования, ее участники и их роли. Внутренние цены и «хозрасчет». Возможности и ограничения построения «рыночных» отношений внутри компании. Ответственность за управление затратами: экономические и другие службы. Модель оценки зрелости уровня управления затратами в организации.