Во время кризиса приходится
действовать в условиях высокой неопределенности (ситуация быстро
меняется, сложно предвидеть изменения и оценить их последствия),
дефицита времени (необходимо быстро принимать и реализовывать решения,
действовать решительно) и ресурсов (жесткие бюджетные ограничения
заставляют искать нестандартные решения). При разработке новых стратегий
развития предприятиям нужно иметь четкое представление об изменениях в
поведении потребителей на российском рынке.
Во время кризиса основная маркетинговая задача состоит в создании системы
управления маркетингом в организации, адекватной ее стратегии выхода из
кризисной ситуации. Цель маркетинга в антикризисном управлении —
обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров,
которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят
предприятию основную массу прибыли.
В кризисной ситуации маркетинговая стратегия направляется на
максимальную адаптацию организации к требованиям рынка. Маркетинговая
стратегия должна дать ответы на следующие вопросы: как организация
сохранит и завоюет целевые рынки; как организация сможет с выгодой для
себя сохранить и расширить свою рыночную долю (нишу).
Организации предстоит принять следующие стратегические решения:
- выделение конкретных целевых сегментов (сегментация) рынка;
- выбор целевых сегментов;
- выбор методов выхода на рынок, закрепления на нем или ухода с него;
- выбор средств маркетинга;
- выбор времени выхода на рынок либо ухода с него.
В кризисной ситуации приходится действовать в условиях высокой
неопределенности (ситуация быстро меняется, сложно предвидеть изменения и
оценить их последствия), дефицита времени (необходимо быстро принимать и
реализовывать решения, действовать решительно) и ресурсов (жесткие
бюджетные ограничения заставляют искать нестандартные решения).
Маркетинговая тактика в кризисной ситуации отличается ориентацией на
быстрое и решительное выполнение поставленных задач при высокой
адаптивности и гибкостью способов их выполнения. Маркетинговые приоритеты в кризисной ситуации
В период замедления роста рынка:
- замедляется рост спроса и возрастает его эластичность от цены и уровня сервиса;
- усложняются процессы проведения инноваций из-за недостатка собственных средств для их проведения;
- снижается рентабельность хозяйственной деятельности;
- обостряется конкуренция;
- усиливаются процессы слияния и поглощения фирм.
В этот период приоритетными задачами маркетинга могут быть:
- экономия затрат на маркетинг в целях избежания убыточных проектов и
сосредоточение маркетинговой деятельности на тех группах товарах, по
которым есть конкурентные преимущества;
- коррекция ценовой политики в соответствии со стратегией конкурентов;
- смещение акцентов в инновациях на ресурсосбережение — замедление темпов рынка заставляет заниматься снижением издержек;
- увеличение объема продаж лояльным (преданным, постоянным)
покупателям за счет повышения качества продукции и услуг, выпуска
модификаций, удовлетворяющих специфическим запросам клиентов;
- ориентация маркетинга на приобретение активов слабых конкурентов, что позволяет увеличить прибыль;
- выход на внешние рынки, что может принести дополнительные объемы
продаж за счет дешевой рабочей силы и сырья, использования более
современной технологии.
В условиях застойного рынка наблюдается
стабилизация или падение спроса, конкуренция становится агрессивной,
уменьшается количество слияний и приобретений фирм, цены
стабилизируются. Приоритетными задачами маркетинга становятся:
- концентрация на обслуживании растущих сегментов рынка, прибыль обеспечивается за счет преимуществ отдельных сегментов рынка;
- стремление к инновациям, открывающим возможности неценовой конкуренции;
- повышение эффективности производства и продаж за счет снижения себестоимости.
В условиях кризиса основные маркетинговые приоритеты предприятия включают:
- создание новой продукции, выход на новые рынки. Если в условиях
кризиса надеяться только на использование плодов предшествующей успешной
деятельности, то такая стратегия приведет к провалу; выход из кризиса
начинается с инноваций;
- изменение отношения к потребностям клиентов, их дифференциация. В условиях кризиса не надо стараться угодить всем, ориентироваться сразу
на всех потенциальных потребителей; некоторые из них настолько
привередливы (их ожидания постоянно растут, они хотят еще лучшего), что
от них лучше отказаться (хотя бы на время);
- обслуживание конкретного сегмента рынка и индивидуальный подход к клиенту.
При разработке новых стратегий развития предприятиям нужно иметь четкое представление об изменениях в поведении потребителей на российском рынке. Оно в условиях кризиса меняется следующим образом:
- исчезает интерес к товарам хорошо известных фирм, поскольку
известные марки дороги и сбыт их падает. Покупатель переходит от
известных международных и национальных марок к частным маркам
региональных производителей; производители известных марок должны быть
готовы предложить более дешевые их разновидности;
- покупатель становится равнодушным к упаковке и готов покупать нужные товары в более дешевой упаковке;
- падает интерес к рекламным и маркетинговым мероприятиям.
Следовательно, продавцам приходится искать новые формы воздействия на
поведение покупателей;
- потребитель предпочитает покупать все на рынке, супермаркеты
переживают тяжелые времена; следовательно, продавцам приходиться
осваивать новые каналы продвижения и распределения товаров.
Основные направления изменений в маркетинговых стратегиях
Что должны делать предприятия в таких условиях? Набор необходимых мер
хорошо известен: снижать себестоимость; искать, как сэкономить на
накладных расходах, на сокращении персонала, на снижении расходов на
маркетинг; искать пути повышения ликвидности активов предприятия;
установить жесткий контроль за финансовыми потоками.
В условиях экономического спада меняются функции маркетинга.
Специалисты говорят о шести основных направлениях изменений
маркетинговых стратегий.
1. Корректировать рынок, на котором работает предприятие. Искать новые рыночные сегменты, особенно экспортные, и покинуть те сегменты, на которых фирма слаба.
2. Не разбрасываться. Становится не нужным широкий ассортимент и обширный круг покупателей. От чего-то следует отказаться, а для этого важно:
- определить перспективные рынки, оберегать их, атаковать слабых конкурентов на привлекательных рынках;
- разделить потребителей на малопривлекательных (от них следует
отказаться или повысить для них цены) и привлекательных, которым следует
предоставлять дополнительные услуги и льготы, чтобы они оставались с
вами.
3. Пересмотреть ассортимент. В
сложной ситуации он обычно сужается, что позволяет снизить затраты. В
ассортимент ввести более экономичные торговые марки, более дешевые
товары, сохранив дорогие товары для лучших времен. Каждое предприятие
должно выпускать товары разных марок, ориентированные на потребителей с
разными доходами.
4. Корректировать цены. Речь не
обязательно идет о понижении цен. Можно их повышать, но одновременно
объявлять о скидках, дополнительных льготах для каких-то категорий
покупателей. С ценами надо работать корректно и гибко, не нужно
отпугивать покупателя. Повышение цен должно сочетаться с приемами,
освежающими спрос.
5. Корректировать сбытовую политику и каналы распределения. Изменить
условия работы сбытовой сети, снизить дилерские надбавки (издержки
кризиса должны быть распределены на всех), продвигать товары новыми
методами и продавать их более экономными способами.
6. Корректировать каналы продвижения
(рекламные и стимулирующие материалы), чтобы сократить затраты и
сделать их более рациональными. Проанализировать уже используемые каналы
продвижения и попытаться найти новые.
Кризис — это время больших возможностей. Известно, что спад — это
время передела рынка: кто-то теряет свои позиции и уходит с рынка, а
кто-то захватывает эти позиции. Каждое предприятие, вероятно, что-то
теряет в условиях кризиса, но и у каждого предприятия появляются в это
же время новые возможности. Нужна новая разумная стратегия поведения,
которая не сводится к попытке компенсировать неизбежные потери ценами, а
ориентируется на использование открывающихся на рынке больших
возможностей, но эти возможности сумеют использовать только те
предприятия, которые окажутся в состоянии приспособиться к новым
условиям.
Автор:
Bлaдимир Якoвлeвич Зaxaров,
доктор экономических наук, профeсcoр кафедры стратегического мapкетинга
Нижегopoдского государственного архитектурно-стpoительного университета.
По материалам Еlitarium.ru
|