КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Молодым специалистам и молодежи / Как молодому специалисту пробиться на рынке труда и в бизнесе?

Как молодому специалисту пробиться на рынке труда и в бизнесе?

Современный рынок нуждается в молодых специалистах, но, как правило, большинство из них остаются невостребованными. Поэтому возникает вопрос - как молодому специалисту пробиться на рынке труда и в бизнесе?

Все чаще в Европе, США, России можно встретить молодых топ-менеджеров, председателей правлений банков, собственников и управляющих бизнеса. Их средний возраст не превышает 28-35 лет. Как правило, это весьма образованные люди, трудовая деятельность которых началась еще в начале студенческой жизни, а иногда и до нее.

Амбициозные по духу, они тратили время своей юности на получение разностороннего опыта, которым потом рискнули воспользоваться, часто даже не имея опыта в той области, в которой специализируются сейчас. Они умеют рисковать, хотя всегда остаются неизменно верны рациональности бизнеса.

Однако есть и другая категория молодых специалистов: будучи хорошими или очень хорошими студентами, иногда даже отличниками, они являлись признанными фаворитами в студенческой среде. Однако, как правило, им с трудом удается найти для себя хорошую работу: для одной они "слишком хороши", для другой (практической) совсем не годятся. Результатом неудачных поисков становится либо работа не по специальности, либо работа "в зоне компетентности", а иногда и уже последней.

Другой категорией молодых специалистов можно считать тех, кто, придя в высшее учебное заведение, либо рано разочаровались в возможности получить там "подходящее для жизни" образование и предпочли обучение на практике, либо по экономическим соображениям оказались вынуждены большую часть своего академического времени посвятить разрешению материальных затруднений.

К концу академической поры они, по крайней мере, умеют что-то делать и уже давно самостоятельно зарабатывают, а значит потенциально имеют лучшие стартовые возможности при устройстве на работу после окончания университета. Однако и эту категорию молодых специалистов ожидают значительные сложности: их теоретическая подготовка скудна и несистемна, а практические навыки имеют ограниченную сферу применения.

Таким образом, хотя современный рынок действительно нуждается в молодых амбициозных специалистах, в целом, они оказываются мало подготовлены к практической деятельности.  Помимо неразвитости профессионального, общекультурного и общенаучного кругозора, технической  некомпетентности и плохого понимания механизмов действия рынка труда, им мешает собственный инфантилизм, который в пору студенческой жизни и с первое время после окончания университета проявляет себя в следующих феноменах.

Во-первых, в страхе перед "разоблачением" и закономерным понижением самооценки в начале трудовой карьеры, из чего вытекает желание отсрочить момент встречи с реальностью профессиональной деятельности и рынка труда.

Во-вторых,  в вере в наивное предположение "меня все ждут" или страхе перед стереотипом "молодым не пробиться".

В-третьих, в надежде на "благополучное трудоустройство" за счет усилий родителей, знакомых, друзей, университетских преподавателей.

В-четвертых, в компенсации отсутствия профессионального опыта общественной активностью, ролью "хорошего студента" или открытом пренебрежении к получению системного образования.

В-пятых, в неумении использовать возможности для приобретения волонтерского опыта.

В-шестых, в неумении в процессе обучения в университете завязывать отношения, перспективные с точки зрения дальнейшего профессионального продвижения.

Все вышеперечисленные характерные черты инфантилизма, встречающегося в молодых специалистах становятся внутренним, субъективным препятствием на пути к взрослой жизни, личностной, социальной и профессиональной зрелости.

В сознании молодого человека, как правило, имеется модель внешних преград и ограничений. Однако, в действительности, они существуют во внутреннем мире человека и обусловлены его нежеланием покидать сладкую обитель мечтаний и грез о прекрасном будущем, построенном руками доброго волшебника, и сталкиваться с социальной конкуренцией, а значит, необходимостью каждый раз подтверждать свое право на жизнь в обществе, действующем  по экономическим законам.

Какую стратегию выбрать сегодняшнему студенту, чтобы завтра быть востребованным профессионалом?

Важна "forma mentis" молодого человека: вместо подхода "Мне все должны, потому что я молодой" - смиренная ориентация на самостоятельное и ответственное управление собственной жизнью, профессиональной самореализацией, готовность к длительному периоду ученичества, к приобретению необходимых знаний и навыков самостоятельно.

Молодому человеку будет полезно посвятить несколько первых лет своего студенчества усвоению фундаментальных основ науки, которую он изучает, обязательно обращая пристальное внимание на смежные фундаментальные дисциплины, родной и иностранные языки.

Завоевав "безупречную репутацию", можно начать продвигаться в собственном направлении, согласно логике двойной морали. Необходимо развивать в себе чувствительность к живому источнику мастерства в других людях и быть крайне внимательным к любому его проявлению. Необходимо начать активно пробовать себя в качестве профессионала и учиться быть честным с собой в оценке собственного формирующегося профессионализма.

Как молодому специалисту осуществлять успешный самоменеджмент личностного и профессионального развития?

- При установлении деловых отношений приучить себя каждый деловой контакт тестировать следующими вопросами: Будет ли прибыль: что мне принесут отношения, в которые я вступаю?, Обрету ли я деньги, здоровье, новый конструктивный опыт, стану ли я более зрелым как личность?

- Уметь заинтересовать в себе, производить благоприятное впечатление, нравиться собеседникам за счет практикуемого стиля делового общения и оправдывать сформированные ожидания. Быть гибким, но четким при определении условий сотрудничества. Не нужно стесняться называть стоимость своих услуг: это стимулирует оправдывать ее через постоянное повышение качества работы.

- В процессе развития деловых отношений постоянно отслеживать результаты деловых контактов и их динамику. Не нужно испытывать иллюзий в случае, если возникает внутренне ощущение напрасной потери времени и сил. Всегда есть другие рынки. Предлагать лучший сервис в партнерских отношениях с действительно ценными людьми. Уметь обслуживать партнера, как VIP-клиента. Это придает деловым контактам неповторимый шарм и добавляет уверенности в их долгосрочности.

- Не слишком эмоционально сближаться с деловыми партнерами, сохранять дистанцию, дающую большую свободу в решении экономических вопросов.

- При прекращении отношений сохранять элегантность, не компрометировать ни себя, ни партнера.

- Для функции развития и PR важно уметь: постоянно проводить мониторинг новых людей, перспективных с точки зрения развития деловых контактов с ними; оказываться в нужное время в нужном месте (там и тогда, где и когда принимаются решения, разделяются полномочия, обсуждаются планы на будущее); создавать хорошую репутацию нужным людям (иногда – открыто, иногда – незаметно для них самих), а через них – себе; не дарить ценные идеи даром, а управлять их реализацией с позиции выгоды для себя и для деловых взаимоотношений.

Интуиция в профессиональном развитии молодого специалиста становится источником вдохновения, здорового авантюризма и смелости при принятии решений. Однако важна техническая компетентность, способность реализовывать совершаемые выборы.

Молодому человеку нужна внутренняя мудрость, отвага и смирение для определения собственной, аутентичной стратегии жизни. Крайне важна фигура Учителя, при выборе которого интуиция как раз и играет ведущую роль (верю или не верю, ощущаю подлинность или нет).

Автор: Анна Федорова, бизнес-тренер, консультант по управлению, психолог-консультант, доцент кафедры "Экономика, право, управление" ИПК РАГС при Президенте РФ.

Другие статьи
Все статьи, Тренинги для молодежи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket