Теории Х и У (англ. Theory X and Theory Y) – это теории мотивации людей и поведения в управлении. Данные теории были предложены американским социальным психологом Дугласом Мак-Грегором (англ. Douglas McGregor) в 1960 году в труде «Человеческая сторона предприятия» (англ. «The Human Side of Enterprise»). Мак-Грегор считал, что существует два вида менеджмента персонала, один из них основывается на «Теории Х», другой – на «Теории Y». Теория Х предполагает, что: - люди по своей сущности ленивы, не любят трудиться и при каждой возможности избегают работы;
- людям не присуще чувство честолюбия, они пытаются оградиться от ответственности, предпочитая находиться под чьим-либо руководством;
- люди больше всего хотят защищенности;
- люди трудятся лишь по принуждению, под контролем и угрозой наказания.
Таким образом, менеджмент должен прибегать к жестким (система наказаний и тотальный контроль) и мягким (поощрение и убеждение) формам принуждения. Но оба эти метода не учитывают причину нежелания работать, а именно: вознаграждения за труд человеку мало, ему необходима возможность самореализации. Любая же форма принуждения этому категорически препятствует. Согласно Теории Y: - если человеку предоставить благоприятные условия для труда, он не только примет на себя ответственность, но и будет стремится к ней;
- приобщение – есть функция вознаграждения, связанного с достижением цели;
- творческие способности у людей встречаются часто, а интеллектуальный потенциал используется лишь частично;
- в случае, когда люди приобщены к организационным целям, им будет достаточно самоуправления и самоконтроля.
В этом случае руководитель демократичен, избегает навязывания своей воли подчиненным. В организациях, где доминирует подобный стиль управления, подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Руководитель по теории Y выступает как связующее звено, которое обеспечивает соответствие целей производственной группы целям предприятия в целом, а также заботится о том, чтобы группа получала необходимые ресурсы. Различные исследования позволяют сделать вывод, что руководители – приверженцы как Теории Х, так и Теории Y достигают отличных успехов в бизнесе.
|