Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) - это совокупность поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, которые компания использует для того, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды. Элементами комплекса маркетинга являются: - товар - цена товара - сделка - методы распространения товара - посредники - каналы распределения - методы стимулирования продаж Согласно концепции “4P” в комплекс маркетинга включаются четыре элемента, названия которых в английском языке начинаются с буквы P: - product, продуктовая (товарная) стратегия компании - price, ценовая стратегия компании - place, сбытовая политика компании - promotion, коммуникационная политика компании. Рис.1. Комплекс маркетинга.Расширенная трактовка комплекса маркетинга. В комплекс маркетинга также могут быть включены и другие элементы, начинающиеся на букву Р (концепции “5P”,”6P”, “7P”, “9Р”): - people, подразумевая под этим понятием потребителей - package - упаковка - входит в состав “продукта” - personal - входит в качестве кадровой составляющей во все четыре элемента комплекса маркетинга - purchase - покупка, что характеризует деятельность потребителя Эти элементы характеризуют не столько комплекс маркетинга, сколько факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать в том числе и при разработке комплекса маркетинга.