Эффект Гиффена (редк. эффект Джиффена, англ. Giffen effect) – рост спроса на какой-либо конкретный товар при увеличении цены на этот товар и снижение спроса при уменьшении цены.Этот явление впервые было описано в XIX веке, когда население Ирландии ответило на рост цен на картофель увеличением спроса на него. Эффект Гиффена распространяется на товары первой необходимости, которые называются товарами Гиффена. В неблагоприятных экономических условиях люди скупают такие товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, а также сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, отказываются от мяса и фруктов, чтобы приобретать больше хлеба и макарон.Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса, гласящему, что при прочих равных условиях увеличение цены товара ведет к снижению спроса на него и наоборот, поскольку для его наступления внешние условия должны измениться в худшую сторону.